Системы воспитания первобытнообщинного строя, Античной Греции и Древнего Рима
Система воспитания в первобытнообщинном строе.
Цель воспитания: передача подрастающему поколению трудовых навыков и жизненного опыта.
Воспитание заключалось в том, что всех детей общины учили ухаживать за животными, добывать пропитание, заниматься земледелием. Для этого детей делили согласно полу. Мальчики совместно с мужчинами принимали участие в охоте и рыбалке, учились приемам борьбы. Воспитанием девочек занимались женщины, их учили готовить еду, разделывать туши животных, изготавливать посуду и одежду.
Старшие члены общины передавали детям жизненный опыт посредством рассказов об истории племени, знакомили с традициями и обычаями, прививали уважение к вере.
Система воспитания в Античности.
Представлена двумя выдающимися системами:
- спартанской,
- афинской
Спартанская система воспитания.
Цель: воспитание воина, способного защитить свое государство.
Система спартанского воспитания предусматривала несколько этапов. Основной упор делался на физическую и военную подготовку. До 7 лет дети воспитывались в семье, после семи лет мальчиков на воспитание забирал город, девочки оставались в семье.
Воспитание мальчиков было основано на физической подготовке в достаточно суровых условиях. Мальчиков учили драться, владеть всеми видами оружия, терпеть боль, быть не прихотливыми в еде и быту. Обучение грамоте и музыке (песням) сводилось к минимуму.
Девочки воспитывались в семье, но они также занимались физической подготовкой (бег, метание диска и т.д.), учились готовить, вести дом и т.п. Основа воспитания девушек сводилась к подготовке выносливой и неприхотливой в повседневной жизни женщины, способной родить здоровое потомство.
Афинская система воспитания.
Цель: воспитание разносторонне развитого человека.
Система афинского воспитания так же осуществлялась в несколько этапов, однако основной упор делался на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Физическое воспитание так же предусматривалось.
Воспитание и обучение было доступно только для детей, рожденных свободными.
До семи лет дети воспитывались в семье, где ими занимались мать, нянька и раб-дядька, после 7 лет дети начинали посещать учебные заведения, где воспитанием и обучением детей занимались педагоги, философы, выдающиеся люди города. Посещение учебных заведений предусматривалось только для мальчиков, девочки воспитывались в кругу семьи.
Спартанская и Афинская системы воспитания являются одними из наиболее ярких систем, некоторые их аспекты актуальны и сегодня.
Системы воспитания Древнего Рима и Римской империи.
Цель воспитания: разностороннее развитие человека.
Система воспитания предполагала два вида воспитания: семейное и школьное.
Семейное воспитание зависело во многом от благосостояния семьи и ее положения в обществе. Детей знатных родителей учили греческому языку, литературе, игре на музыкальных инструментах и т.д. Воспитанием и обучением занимался специально нанятые педагоги.
До 4-5 лет дети находились под присмотром матери и нянек, именно они закладывали основу воспитания. После пяти лет воспитанием мальчиков занимались нанятые педагоги и отец, девочки оставались под опекой матери (обучали ведению хозяйства, прядению, готовке, ткачеству и т.д.).
В мальчике воспитывали мужество, благородство, развивали физические качества, обучали владеть оружием. Из предметов мальчики изучали риторику, историю, литературу, музыку, математику, философию. Процесс обучения и воспитания сводился к подготовке образованных и разностороннее подготовленных чиновников, преданных своему государству.
Системы воспитания Средневековья и эпохи Возрождения
Система воспитания Средневековья.
Цель воспитания: воспитать смиренного, терпеливого и покорного человека.
Основу системы воспитания средневековья составляла религия. Религиозные деятели той эпохи относились крайне враждебно к науке, искусству и в целом к прогрессу. В связи с чем, воспитание было основано на молитвах и смирении. Детей обучали лишь азам чтения и письма. Ребенок рассматривался как «дитя греха» и воспитание из него полноценного члена общества было возможно только через покаяние и бесконечные молитвы.
Система воспитания эпохи Возрождения.
Цель воспитания: воспитание здоровых и жизнерадостных людей, обладающих многосторонними интересами и знаниями.
Система воспитания эпохи Возрождения была основана на гуманизме. Педагогами отвергалась система, существовавшая в средние века, которая предусматривала угнетение личности ребенка. Гуманисты провозглашали личность ребенка основой всей системы обучения и воспитания. К ребенку, его правам и свободам относились с уважением и любовью.
В процессе воспитания и обучения одинаковое внимание уделялось как физическому, так и умственному воспитанию. Так как только их равное развитие способствовало формированию разностороннее развитой, творческой и свободной личности.
Системы воспитания 17-20 веков
17 век.
Характеризуется тем, что педагогика выделяется из философии в самостоятельную науку.
Основной целью воспитания является формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».
Процессом воспитания и его модернизацией занимаются педагоги, которые пишут труды, являющиеся актуальными и на сегодняшний день. Среди них можно выделить Я.А. Коменского, который разработал классно-урочную систему обучения, выделил и описал основные принципы воспитания детей. Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
Просвещение (18 век).
Цель воспитания: всесторонне развитый, гармоничный человек.
Большой вклад в развитие системы воспитания внесли ученые просветители, такие как Ж.Ж. Руссо (теория естественного воспитания), И.Г. Песталоции (теория саморазвития).
19 век.
Цель воспитания: гармоничное развитие физических, интеллектуальных и духовных сил личности.
Вклад в развитие системы воспитания внесли такие педагоги как Ф.А. Дистервенг (выступал против сословного воспитания), К.Д. Ушинский (разработал принцип народности воспитания, воспитание игрой).
20 век.
Цель воспитания – развитие личности.
А. С. Макаренко, выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье, одним из таких принципов был гуманизм. Большое значение придавал трудовому воспитанию.