Принципы сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание - это процесс развития у детей способностей к чувственному восприятию мира - слуху, осязанию, зрению, обонянию, вкусу.
Принципы сенсорного воспитания сохраняются неизменными на всем периоде раннего детства и заключаются в следующем:
- формирование ведущих для данного возраста качеств и поведенческих норм. Игры и занятия, организованные взрослыми, направлены на решение ряда развивающих задач;
- интеграция воспитательных задач предполагает активизацию работы анализаторов, расширение ориентировки в окружающем, усложнение разных видов деятельности, развитие речи и моторики. В раннем возрасте все воспитательные задачи тесно взаимосвязаны;
- обучение детей должно быть организованным и систематическим – занятия и игры следует проводить в соответствии с намеченным планом и достичь определенной цели, постепенно усложняясь по мере освоения материала и ежедневно повторяться. Необходимо побуждать детей активно работать с дидактическими материалами, но и закреплять умения использования многократных упражнений с аналогичными материалами, позволяя детям пользоваться знаниями и опытом в самостоятельных играх;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей – основание организации и повторяемости занятий и игр с детьми. Количество участников занятий с сенсорным материалом может отличаться и зависит от целей. Целесообразно с отдельными детьми на протяжении определенного времени проводить индивидуальные занятия, являющиеся началом формирования необходимого спектра умений: сохранение сосредоточенности и активности, выполнение определенных действий, слушать разъяснения взрослых, повторяют движения;
- требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными – сначала дети учатся следить за действиями взрослых, подражают им, понимают обращенные вопросы и объяснения. Затем учатся слушать, отвечать на слова и поручения, а также запоминают расположение предметов и их названия;
- поддержка эмоционального тонуса – в играх и на занятиях необходимо следить о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Воспитатели должны привлекать внимание к предметам и действиям, выполняемым с ними посредством использования различных приемов, поддерживая интерес к занятию.
Взрослые способны обогатить сенсорный опыт ребенка, усовершенствовать его речевые навыки. Предметные манипуляции сменяются действиями по слову, сначала при опоре на зрительное восприятие, а позже и в его отсутствии, то есть действие по словесному заданию. Начинает проявляться способность к предвидению изменений, происходящих с предметом в результате действий с ним, устанавливать связь слов с предметами и действиями, связь явлений. Возрастает предмет к окружающим предметам.
Методика сенсорного воспитания
Развитие ощущений и восприятий происходит более успешно в условиях целенаправленной содержательной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании, чем не только создаются благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывается потребность овладения формой, цветом, пространственными ориентировками. Перед тем, как нарисовать какой-либо предмет, необходимо выделить его форму, установить ее схожесть с той или иной геометрической фигурой и пр.
Основной метод сенсорного воспитания – обследование детьми различных предметов, чтобы определить их свойства.
Обследование – это специально организованный процесс восприятия предметов, чтобы впоследствии использовать его результаты в определенной содержательной деятельности.
В процессе обследования дети обучаются выделению и различению величины, формы, пространственных отношений и цветов. Одна из важных задач сенсорного воспитания – сформировать у детей представления о сенсорных эталонах.
Сенсорные эталоны – это образцы, которые выработались в общественно-историческому опыте.
К таким эталонам относят цвет, геометрическую фигуру (круг, квадрат, шар, куб и пр.), высоту музыкальных звуков, отраженную нотами. Если дети знают эталоны и их словесные обозначения, то им легче ориентироваться в окружающем мире, так как они могут соотносить встречающиеся предметы с эталоном и назвать форму, цвет, размер предмета, пространственное расположение деталей.
Процесс обследования предмета включает следующие этапы:
- восприятие целостного вида предмета, выделение его отдельных частей и определение свойств каждой из них;
- определение пространственные взаимоотношений частей по отношению друг к другу;
- выделение более мелких частей предмета и установление их расположения относительно основных частей, повторное целостное восприятие предмета.
Большие возможности сенсорного воспитания представлены работой, направленной на ознакомление детей с окружающим миром, особенно с природной средой. Взаимодействуя с разнообразными предметами, дети могут получить массу ощущений: цвета, вкусы, запахи и пр. На прогулке воспитатель может остановить детей, чтобы они послушали звуки вокруг себя. Чтобы развивалось зрительное ощущение, воспитатели могут организовывать наблюдение. Дети отмечают как розоватым цветом светится край облаков на небе, как через них проглядывает солнце, как ярко-голубой небесный цвет переходит в практически серый и пр.
Воспитатель может побуждать младших дошкольников выполнять действия с игрушками и предметами, которые способствуют развитию ощущений и восприятия: сборка и разборка пирамидок, матрешек и чашек-вкладышей, прокатывание шаров в ворота разных цветов и пр. Постепенно, с накоплением чувственного опыта, круг сенсорных представлений детей становится шире. Чтобы сказать насколько рассматриваемый предмет тяжелый или легкий, необходимо знать примерную тяжесть остальных предметов такого же размера. Для определения твердости или мягкости рассматриваемого предмета, необходимо знать, что скрывается за понятием «твердый» и «мягкий». Накопленный опыт переносится детьми на все остальные встречаемые явления и предметы, используется ими в повседневной жизни.
Воспитатель, при использовании окружающей обстановки, последовательно развивает у детей ощущения и восприятие.