Психологические особенности подросткового возраста
Воспитание подростка – это целенаправленный процесс передачи ребенку подросткового возраста знаний и умений, необходимых для успешной социализации и проживания отдельно от родителей.
Воспитание подростка очень сложный процесс, в силу сложности самого возрастного периода. На тему вопросов воспитания детей подросткового возраста написано много статей, книг, пособий и т.д.
Воспитание подростков также имеет направления, присущие любой системе воспитания: половое, нравственное, духовное, физическое и т.д. Результативность любого из направлений зависит от возрастных особенностей ребенка и осознанности его развития.
Границы подросткового возраста установлены достаточно условно, приблизительно этот возраст определяют периодом с 11-ти до 18-ти лет. Проявление подростковых реакций зависит во многом и от пола ребенка.
Период подросткового возраста оказывает значительное влияние на дальнейшее становление и развитие личности человека. В первую очередь это связано с тем, что именно в подростковом периоде отмечается повышенная пластичность мозга, то есть мозг подростка изменяется под воздействием внешней среды.
Повышенная пластичность мозга в подростковый период может принести как множество положительных результатов, так и отрицательных. Опасность состоит в том, что негативное внешнее воздействие может быть сильным и сохраниться на всю жизнь.
Таким образом, подростковый возраст является именно тем периодом, когда человек приобретает набор способностей и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни.
Воспитание подростков должно опираться в первую очередь на психологические особенности эти возрастного периода.
Основные психологические особенности подростков:
- Потребность в полной самостоятельности и независимости, отделение от взрослых, стремление подчеркнуть свою индивидуальность, посредством неподчинения.
- Потребность в признании со стороны сверстников, мнение которых порой важнее мнения родителей.
- Повышенная потребность во внимании со стороны окружающих, желание выделиться всеми возможными и невозможными способами. Оценка людей со стороны очень важна.
- Несформированность саморегуляции, в связи с чем, возникновение острого желания получить необходимо именно «здесь и сейчас». Избегание ситуаций, в которых что-то можно потерять или показать себя с неприглядной стороны.
- Низкий уровень самоконтроля, на который оказывает негативное влияние усталость, стресс, беспокойство.
- Повышенная возбудимость, проявляющаяся в большой эмоциональности. Подростки тяжелее и «острее» переживают положительные и отрицательные эмоции, чем взрослые.
- Низкий уровень контроля за негативными эмоциями, что может выразиться во внезапных вспышках гнева.
Задачи школы в воспитании подростков
По мнению родителей и общественности, современная школа уделяет мало времени и сил на воспитание детей. В свою очередь учителя сетуют на то, что им сложно организовать полноценный воспитательный процесс, без активного участия в нем со стороны семей воспитанников. Кроме того, основным предназначением школы является обучение детей.
Сложность организации воспитания подростков в школе заключается в:
- непростой моральный климат современного общества;
- невысокий статус профессии учителя;
- обилие и доступность разнообразной информации;
- искаженное понимание подростками «добра» и «зла», которые они используют в качестве инструментов для извлечения собственной выгоды, и не воспринимают в качестве моральных ценностей;
- сокращение воспитательной работы в школе и переориентирование на образование;
- сокращение уроков, которые оказывают положительное влияние на развитие нравственности у подростков (культурология, эстетика, этика и т.д.)
Однако родители по-прежнему ждут от школы серьезной воспитательной работы, да и сами учителя заинтересованы в успешности воспитания.
Направленность воспитания подростков в современной школе в первую очередь связано с тем, что школа ведет активную борьбу с внешним негативным воздействием на детей. Школа оказывает сопротивление отрицательному влиянию социальной среды, которая порой очень агрессивна по отношению к подростку. Довольно часто это воздействие столь велико, что может оказать влияние на воспитательное воздействие со стороны школы и значительно снизить ожидаемый результат.
Основные задачи воспитания подростков в школе:
- Организация разносторонне эмоционально и позитивно окрашенного взаимодействия взрослых и подростков в разнообразных сферах жизнедеятельности школы.
- Создание необходимых педагогических условий, которые направлены на формирование у учащихся моральной устойчивости посредством актуализации этического разнообразия воспитательных ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость применения подростками нравственных усилий.
- Развитие у подростков эмоциональной сферы и потребностей в нравственно-духовном развитии и формировании устойчивой нравственной ориентированной мотивации.
- Разработка и апробация разнообразных авторских методов и методик по повышению эффективности воспитания подростков, в соответствии с временными условиями, а также осуществление адаптации имеющихся методов и методик под современных подростков.
- Оказание воспитательного воздействия на развитие у подростков таких личностных качеств как самооценка, самоанализ, самоопределение, саморегуляция и т.д.
- Создание условий по организации плодотворного сотрудничества с иными образовательными институтами, которые могут оказать содействие в воспитании подростков, а также с семьями воспитанников.
Сама школа, какие бы усилия она ни прилагала, сегодня не может справиться с формированием нравственных основ личности подростка. Главным воспитателем должна быть семья. Нужно активизировать сотрудничество семьи и школы, дабы родители больше включались в воспитание и образование детей.