Специфика формирования положительного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание любви к родному городу – это составной компонент патриотического воспитания подрастающего поколения.
Процесс воспитания связан с развитием уважительного отношения к месту своего проживания, ознакомление с его особенностями устройства, культурными ценностями, традиционными особенностями.
Патриотические качества необходимо закладывать с раннего детства. Тогда они лучше закрепятся в сознании и памяти. Что касается воспитания любви к своему краю и городу, то старший дошкольный возраст является самым оптимальным для этого периодом. Это обусловлено спецификой развития психических процессов организма этого возрастного периода.
Особенности воспитания любви к родному городу в старшем дошкольном возрасте можно отразить следующими положениями:
- Активное развитие нравственных чувств ребенка.
- Активизация связи между эмоциональной сферой и познавательными процессами.
- Повышенная впечатлительность и внушаемость ребенка.
- Рост интеллектуального развития ведет к повышению познавательной активности и проявлению интереса к месту проживания старшего дошкольника, процессам и событиям окружающего мира, его отличительным особенностям.
- Усложнение характера деятельности в старшем дошкольном возрасте. Деятельность начинает приобретать целевую основу и общественную направленность.
- Достаточный объем накопленного опыта социальной деятельности, отражающий усвоение норм общественного поведения, специфике социальных отношений, информированности об особенностях жизнедеятельности в своем крае.
- Формирование знаний на основе нравственных чувств. Нравственное развитие требует не только освоения системы знаний о нормах и ценностях социального поведения, но и их чувственного восприятия, эмоционального отношения к социальной среде.
- Патриотические чувства старших дошкольников проявляются, исходя из ограниченности нравственного опыта его реальной практической деятельности т.е. ребенок общается со сверстниками и взрослыми, а значит испытывает определенные чувства привязанности к ним.
- Активное развитие воли и нравственных ориентиров деятельности начинается в старшем дошкольном возрасте. Они лежат в основе патриотического воспитания.
Методы воспитания любви к родному городу у старших дошкольников
Развитие патриотических качеств подрастающего поколения требует приложения больших усилий. Чтобы воспитать будущего патриота, который будет уважать, любить, ценить и гордиться своей страной, необходимо начать с малого – воспитать любовь к малой родине, а именно, к родному городу.
Формирование положительного отношения к своему городу, любви к нему начинается с непосредственного знакомства с ним. Ребенок должен иметь представления об устройстве своего города, знать его историю, климатические особенности, достопримечательности, место и значение города в общем развитии государства. Для этого используются следующие методы:
- Проведение экскурсий. Экскурсии можно устраивать с определенной периодичностью. Они могут быть ориентированы на посещение парков города, исторических памятников, музеев, галерей, мест захоронения Великих людей, живших в этом городе, посещение школ, администрации города, учреждений культуры, библиотек, почтовых отделений и иных мест, которые характеризуют устройство и значение города, отражают его особенности. Актуально проведение экскурсий на предприятия города и рассмотрение природных достопримечательностей.
- Использование наглядных пособий. Поскольку, в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное восприятие окружающей действительности, то ребенку необходимо показывать какие-то объекты города, его особенности. Это могут быть картины, иллюстрации, природные материалы, модели и т.д.
- Виртуальные экскурсии. Они реализуются посредством современных мультимедийных средств. Ребенок получает возможность виртуального посещения родного города, рассмотрения его отдельных частей, интересных мест, помимо того он может увидеть его устройство, природу и жителей в исторические времена.
- Чтение художественной литературы. Представление о родном городе можно получить из рассказов и, даже, сказок.
- Просмотр фильмов, снятых в данном городе или о нем.
- Прослушивание аудио записей: гимны страны и города, музыкальное творчество соотечественников, народные выступления и т.д.
- Знакомство с народным творчеством.
- Знакомство с биографией и творчеством поэтом и художников, танцоров, композиторов, являющихся жителями или уроженцами данного города.
- Проведение тематических выставок.
- Совместное проведение народных праздников.
- Участие в городских шествиях, собраниях, празднованиях.
- Организация игровой деятельности.
Воспитание любви к родному городу требует не только ознакомления ребенка с городом. Важно, чтобы взрослые демонстрировали детям свой патриотизм. Поскольку, подражание лежит в основе развития дошкольника. Если взрослые (особенно родители) показывают ребенку проявление своей любви и уважения к городу (например, соблюдают чистоту, восхищаются природой, посещают памятные места, соблюдают традиции, участвуют в городских празднованиях), то и ребенок будет стремиться к данным действиям. Его любовь и уважение сформируются неосознанно и, лишь потом приобретут осознанный характер.
К основным средствам воспитания любви к Родине и родному городу относятся:
- Художественная литература;
- Искусство;
- Природа;
- Народный фольклор;
- Практические виды деятельности;
- Трудовой процесс;
- Краеведение.
Чтобы узнать свой город, ребенку необходимо начать с малого – познание окружающей его местности: двора возле дома или территории детского сада. Затем можно расширить спектр познания, добавив изучение скверов, городских парков, детских площадок и т.д.