Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание идеалов и ценностей личности

Сущность понятий "идеал" и "ценность"

Определение 1

Идеалы – это высшие ценности, принимаемые в качестве образцов поведения и социального взаимодействия, становящиеся основой мировоззрения личности и ее ориентиров деятельности.

Ценности – это абстрактные понятия, обозначающие образы конкретных объектов, процессов и явлений, которые имеют конкретное смысловое назначение и выступают ориентирами жизнедеятельности.

Ценности являются составным компонентов идеалов, а, потому, формируется параллельно.

На современном этапе развития образовательной системы происходит ориентация на духовно-нравственное развитие каждой конкретной личности, каждого учащегося и их социальное становление. Это направление развитие лежит в основе формирования идеалов и ценностных установок личности каждого учащегося.

Идеалы и ценности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Идеалы и ценности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Идеалы, их формирование являются целевым назначением воспитания, с одной стороны. Но с другой, они рассматриваются в качестве средства воспитания, его метода и технологии реализации. Также, отметим, что идеал является:

  1. Показателем воспитанности личности т.е. он отражает уровень ее знаний норм поведения и их практическим выполнением;
  2. Мотивом самовоспитания личности. Стремление к самовоспитанию формируется из потребности соответствия конкретному идеалу;
  3. Способом контроля поведения и деятельности отдельной личности;
  4. Основой построения собственного жизненного пути, стратегии своего развития, выбора образовательного и иных маршрутов.
«Воспитание идеалов и ценностей личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следует отметить, что формирование идеалов зависит от конкретного этапа развития общества. Это касается и мотивов их формирования. Так, учащиеся XX и XXI веков выбирают в качестве идеалов личности разных деятелей общества. Для одного века характерно стремление быть похожим на реформаторов, императоров, ученых, изобретателей, а для другого на политиков и спортсменов, героев фильмов и художественной литературы.

Основы воспитания идеалов и ценностей подрастающего поколения

При организации воспитательного процесса на разных уровнях образования, ориентация на формирование ценностных ориентиров личности каждого учащегося реализуется в опоре на следующие параметры:

  1. Ценностное восприятие каждого учащегося. Каждый учащийся становится высшей ценностью образовательного процесса независимо от уровня его развития, возможностей и способностей, положительных и отрицательных черт. Ребенок принимается таким, каков он есть и происходит активизация его внутреннего личностного потенциала.
  2. Учет возрастных особенностей развития психических процессов, а также индивидуальных параметров развития отдельной личности.
  3. Организация процесса самопознания учащихся.
  4. Установление соотношения социально значимых ориентиров, ценностей с особенностями личностного развития отдельного учащегося.
  5. Определение системы личностно-значимых ценностей.
  6. Формирование деятельностной мотивации т.е. формирование мотивов поведения и деятельности.
  7. Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности деятельности, самоконтроля, самооценки.
  8. Акцентирование внимания на творческом развитии личности каждого учащегося.
  9. Создание системы социально-психологического сопровождения развития учащихся разных возрастных групп.

В задачу духовно-нравственного воспитания личности входит формирование у нее ценностных отношений. Это означает воспитание эмоционального отношения к ценностям, их смыслового понимания и выработку ценностных ориентаций собственной жизнедеятельности.

Принципы организации воспитания идеалов и ценностей подрастающего поколения

Духовное и нравственное развитие подрастающего поколения реализуется в опоре на следующие принципы:

  1. Принцип примера. Он означает необходимость демонстрации примера нравственного поведения, следования идеалам и ценностным ориентирам деятельности педагогом.
  2. Принцип социально-педагогического партнерства. Он означает связь социального развития с обучением. К образовательному процессу подключается воспитание социумом. Ребенок становится личностью только в социальной среде. Требуется рациональное сочетание воздействия социальных факторов с педагогическими методами и средствами воспитания.
  3. Принцип индивидуально-личностного развития. Он предполагает свободу развития каждого учащегося в зависимости от его потребностей, интересов и потенциальных возможностей.
  4. Принцип интегративности. Он означает комплексное использование методов и средств духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Оно должно быть реализовано в связи с другими направлениями воспитания и обучения, ориентируясь не только на формирование идеалов и ценностей личности, но и ее творческое, интеллектуальное, эстетическое, физическое и эмоциональное развитие.
  5. Принцип социальной востребованности воспитания. Он означает, что воспитание идеалов и ценностей личности каждого воспитанника должно быть востребованным, как для него, его жизнедеятельности, его семьи, так и востребованным для всего общества.

Следует отметить, что ценности и идеалы личности получают свое активное развитие и устойчивое формирование в период подросткового возраста. Ранее, начинают закладываться только их основы. В подростковом возрасте происходит активное формирование мировоззрения личности, которое формируется на базе ее идеалов и ценностей.

Методы формирования идеалов и ценностей подрастающего поколения

Идеалы и ценностей личности формируется на основе использования в воспитательном процессе учебного заведения следующих методов:

  1. Организация трудовой деятельности учащихся.
  2. Методы поручений.
  3. Привлечение учащихся к общественно значимой, важной, полезной деятельности.
  4. Организация в учебном заведении разнообразных движений учащихся: волонтерское, скаутское, движение лидеров и др.
  5. Организация художественной самодеятельности и привлечение к ней каждого учащегося.
  6. Организация разнообразных состязаний и соревнований. Они используются в разных формах: спортивные соревнования, конкурсы самодеятельности, олимпиады.
  7. Использование педагогом примеров в качестве моделей ценностного выбора. Такими примерами могут быть личные примеры, примеры из жизни близких, примеры поведения знаменитых деятелей разных социальных сфер.

Методы формирования идеалов и ценностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Методы формирования идеалов и ценностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 11.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot