Принципы организации коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР
Задержка психического развития(ЗПР) – это сбой в работе психических функций организма, их неполноценное и несвоевременное развитие.
ЗПР приводит к незрелости эмоциональных процессов и волевых функций организма. В результате чего детям требуется специальное обучение и воспитание. Такое обучение носит коррекционный характер т.е. оно направлено на максимальное сглаживание и коррекцию отклонений в развитии и полноценное усвоение образовательной программы.
Воспитание и обучение коррекционной направленности реализуется на основе следующих принципов:
- Принцип единства диагностики и коррекции. Он заключается в том, что коррекционная программа развития ребенка с ЗПР составляется на основе диагностики отклонений ребенка и в ходе коррекционных мероприятий проводится диагностирование динамики развития ребенка, выявляются зоны его актуального и ближайшего развития. Эти данные необходимы для внесения поправок в коррекционную терапию, изменения коррекционных подходов и, применяемых методов коррекции.
- Принцип своевременности. Он предполагает диагностирование уровня развития ребенка и выявление ЗПР на ранних этапах для более эффективной коррекции. Коррекционное развитие имеет сензитивные сроки. Коррекционное воспитание и обучение должно быть реализовано в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это позволит провести коррекцию развития психических процессов, отвечающих за развитие мозга и мышления.
- Принцип применения деятельностного подхода в коррекционном воспитании и обучении. Он означает опору коррекционной терапии на ведущую деятельность ребенка конкретного возраста, создание условий для развития предметной и игровой деятельности дошкольника, а также зачатков формирования познавательных процессов и подготовки к учебной деятельности.
- Принцип коммуникативного развития. Он связан с акцентированием внимания развития ребенка с ЗПР на формировании речевых навыков и построения с помощью них положительного коммуникативного общения.
- Принцип дифференциации. Коррекционная терапия должна быть осуществлена на основе разделения детей на отдельные группы, формирующиеся по признакам степени проявления психического отклонения в развитии и особенностей функционирования мыслительных процессов. Коррекционное обучение реализуется по уровневым программам.
Коррекционное воспитание и обучение дошкольников, реализуемое по данным принципам, способствует максимизации раскрытия потенциала ребенка, активизации его познавательных процессов и подготовке дошкольника к учебной деятельности.
Направления воспитательной и образовательной коррекционной работы
Воспитание и обучение коррекционного типа, ориентированное на устранение недостатков развития ребенка, вызванных ЗПР, реализуется по следующим направлениям:
- Диагностирование общего развития ребенка и составление прогнозов коррекционной терапии. Работа по данному направлению предполагает выявление степени развития конкретного дефекта ребенка и уровня развития его познавательной, мотивационной, эмоциональной и волевой сферы. По этим данным формируются прогнозы дальнейшего развития дошкольника.
- Формирование мотивации дошкольника к различным видам и направлениям деятельности. Для этого используются специальные коррекционные методы и формы работы.
- Работа по активизации психических функций организма.
- Развитие ведущих видов деятельности дошкольника: игровая, предметная, познавательная, самоконтроль.
- Устранение отклонений в эмоционально-волевой сфере. Сюда входит развитие произвольной регуляции поведения, устранение аффектов в поведении и борьба с аутистическими отклонениями в развитии.
- Коррекция речевых нарушений. Здесь осуществляется логопедическая коррекция, имеющихся дефектов речи, ведется работа по полноценному овладению письменной речью и формированию связной речи.
- Развитие навыков социального взаимодействия. Они основаны на развитии социальной адаптации дошкольника в коллективе сверстников, навыков общения с разными возрастными категориями граждан, установления межличностных контактов.
Работа по данным направлениям представляет собой творческий процесс особого типа, который требует от педагога использования новых методов педагогической работы, экспериментальной и исследовательской деятельности, планирования учебно-воспитательной работы, исходя из специфики развития дошкольников с ЗПР.
Диагностическая работа как компонент учебно-воспитательного коррекционного процесса
Эффективность коррекционного учебно-воспитательного процесса при работе с детьми с ЗПР зависит от диагностики развития каждого дошкольника. Диагностика проводится на основании исследования детей с ЗПР медицинскими специалистами, психологами и педагогами. Такое исследование ориентировано на выявление причин развития отклонений, степени их проявления и уровня общего развития дошкольника, а также отдельных сторон его личности.
Диагностическая деятельность реализуется в три этапа:
- Изучение психического развития дошкольников. Оно позволяет выявить знания и навыки ребенка, уровень их развития, социальное развитие, определить структура психического дефекта ребенка и составить для него определенную коррекционную образовательную программу(или отнести к определенной группе дифференцированного обучения).
- Определение динамики коррекционного развития дошкольника. На этом этапе осуществляется проверка эффективности применяемых методов коррекционного обучения, т.е. анализируются итоги терапии и правильность избранного пути развития ребенка.
- Выявление динамики развития дошкольника за один учебный год и составление прогнозов дальнейшего коррекционного обучения. Эти данные дают возможности переведения ребенка на следующий этап коррекционного обучения или демонстрируют необходимость изменения, избранных путей коррекции. Здесь же, осуществляется оценка, произошедших изменений в организме, положительно или отрицательно сказывающихся на компенсации отклонений в психическом развитии.
Диагностическая деятельность лежит в основе коррекционного образования. От нее зависит его продуктивность и общее развитие ребенка с ЗПР.