Джентльмен – это мужчина, дворянин по происхождению, который отличается утонченными манерами в обращении и обладает качествами необходимыми для предприимчивого человека и буржуазного дельца.
Теория воспитания джентльмена Джона Локка
Джон Локк родился в Англии в 1632 году в семье свободомыслящего ученого правоведа. В университетские годы увлекался естественнонаучными знаниями и изучением медицины. После окончания университета, занимался медицинской практикой, а также был учителем сына известного графа. В 1960 году в свет выходит одни из фундаментальных трудов Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме», где он доказывает, что у человека нет врожденных представлений и идей, каждый ребенок является «чистой доской», на которой можно написать все что угодно. Именно поэтому очень важна роль воспитания в развитии и становлении личности каждого ребенка.
Джон Локк считал, что идеи и знания происходят в первую очередь из чувственного опыта ребенка. Представления входят в его сознание через различные органы чувств и ощущения. Это является одним из важнейших средств познания окружающего мира. Однако немаловажное значение, по мнению Дж. Локка, имеет и собственная деятельность рассудка.
Таким образом, большое значение Дж. Локк придает разуму, воспитание которого и представляет особую важность.
Еще одним значительным трудом Дж. Локка являются «Мысли о воспитании». В данном труде описано воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела предусмотрительно и толково.
Каждый джентльмен обязан получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Однако процесс воспитания следует осуществлять не в школе, которая включает в себя весьма разнообразную и «пеструю» толпу учащихся, порой дурно воспитанных, а индивидуально.
Цель воспитания джентльмена по Дж. Локку – формирование дельца, который обладает изысканными манерами и способен вести свои дела предусмотрительно и толково.
В понимании Дж. Локка, джентльменом является человек деятельный и добродетельный, хорошо развитый физически, крепкий, который умеет владеть собственными чувствами и мыслями, обладающий всеми необходимыми жизненными знаниями и ясными мыслями.
Программа воспитания и обучения джентльмена по Дж. Локку, включала в себя такие дисциплины как: французский и латинский языки, географию, арифметику, танцы, историю, фехтование, также педагоги занимались воспитанием нравственного и социально правильного поведения, формированием необходимых манер.
Основные направления в воспитании джентльмена
Основными направлениями воспитания джентльмена по Дж. Локку являются:
- Физическое воспитание – предусматривает воспитание, направленное на сохранение и укрепление своего здоровья с самого раннего детства. Для этого необходимо использовать закаливание, воспитывать выносливость, умение стойко преодолевать невзгоды, жизненные перемены и усталость. Будущий джентльмен в процессе воспитания должен был довольствоваться минимумом удобств: жёсткая постель, легкое стеганое одеяло, ежедневное мытьё ног холодной водой, умеренность в одежде, частое нахождение на свежем воздухе, обучение плаванию, занятия разнообразными физическими упражнениями и т.д.
- Воспитание дисциплинированности, характера и воли – каждый джентльмен должен быть целеустремленными, не отступать от намеченной цели и достигать ее, используя собственные реальные возможности. Всего можно добиться, если воспитать в себе умение управлять собственными страстями и желаниями.
- Духовное воспитание – представлено четырьмя компонентами: добродетель, мудрость, благовоспитанность, познания. Наиболее важной Дж. Локк считал добродетель, без воспитания которой человек не может быть полностью счастлив в этом мире. Ее развитию способствует воспитание духа. Духовное воспитание предусматривает соблюдение некой середины, которая требует от воспитателя выбирать методы и средства не слишком строгие и грубые, но и не потворствующие желаниям ребенка. Кроме того, большое значением имеет собственный пример, который взрослый подает ребенку в процессе воспитания. Недопустимо использовать методы, которые содержать в себе грубость и насилие, потому как не будут способствовать воспитанию у ребенка духовности. Только вежливые и ласковые слова, уважительное отношение способно принести тот результат, который ожидает воспитатель от воспитанника.
Верно, подобранные методы будут способствовать нравственному и духовному развитию ребенка, формированию у него важных личностных качеств, положительных привычек.
Воспитание у джентльмена правил поведения следует осуществлять с применением наглядностей и практикой их воспитания. В целом же привычки и правила поведения следует воспитывать совместно с нравственным воспитанием.
Практика очень важна в воспитании, так как она позволяет не только на наглядных примерах показать детям как следует поступать в определенных ситуациях, чего стоит избегать, но способствует повторению действий, закреплению положительного опыта поведения, черт характера и привычек. Еще одним немаловажным инструментом воспитания, Дж. Локк считал, повторные действия.
Таким образом, искусство воспитания джентльмена по Дж. Локку, заключается в использовании любого благоприятного случая, для создания специальных воспитательных ситуаций, побуждающих воспитанника к совершению действий, укрепляющих положительную привычку. Эффективность воспитания во многом зависит от учета педагогом индивидуальных особенностей ребенка.
Использование в процессе воспитания жесткой дисциплины, способствует тому, что у ребенка вырабатывает рабский характер. Именно поэтому Дж. Локк негативно относился к какому-то бы ни было насилию в отношении воспитанников, а также к применению физических наказаний. Однако он не исключал применение силы в случае, если ребенок проявляет открытое упорство и неповиновение.
Так же своеобразно он относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное – не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к богу, как к высшему существу.