Работа детских приютов
Детский приют – это воспитательное учреждение, предназначенное для временного пребывания детей, лишившихся родителей, либо оставшихся без их попечения, а также детей, которые нуждаются в помощи и защите государства.
Из приюта детей возвращают в родные семьи или детские дома семейного типа. Это обусловлено несколькими обстоятельствами:
- в нем решают проблему оказания экстренной социальной помощи детям, которые попали в жизненную трудную ситуацию;
- они относятся к Министерству здравоохранения и социальной защиты населения;
- в приютах предусмотрено кратковременное пребывание детей;
- структура учреждения состоит из приемного, диагностического, реабилитационного и социально-правового отделений.
На протяжении всего времени пребывания в приюте дети определенного возраста должна получать образование, несмотря на наличие у них хронической неуспеваемости.
Для формирования у детей положительной мотивации к обучению, осуществляют индивидуальный подход, который предполагает следующие действия:
- оценивая поведение и результаты деятельности каждого ребенка, необходимо принимать во внимание динамику его личностного роста и развития и сравнить его сегодняшние успехи с успехами прошлыми, не делая акцента на общие требования, предъявляемые к данной возрастной категории;
- необходимо давать оценку не самому ребенку, а результатам его деятельности, избегая резких слов и оценок. Реакция на ошибки ребенка предполагает не осуждение или порицание, а разъяснение и оказание помощи и поддержки;
- нужно фиксировать и поощрять даже самые незначительные успехи и достижения ребенка, любые позитивные проявления в его поведении и учебной деятельности;
- начиная занятия с ребенком, следует учитывать его интересы, склонности и возможности.
Задания, которые предлагаются ребенку должны быть ему по силам. Иногда нужно предлагать даже облегченные задания, с которыми ребенок легко справится, для повышения самооценки ребенка, улучшения его настроения и подготовки к выполнению более сложных заданий.
При поступлении ребенка в приют, он вынужден сменить свою школу, если посещал ее, попасть в абсолютно новый для него класс, что вызывает в нем чувство тревоги и страха, являясь источником дополнительного стресса. В связи с этим работники приюта должны помогать детям освоиться в новой ситуации и в новом классе, к новым требованиям педагогов, помочь найти новых друзей и чувствовать эмоциональную безопасность.
Организация воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Правительства разных стран стремятся к решению проблем детей, оставшихся без попечения родителей по той или иной причине.
С 1 сентября 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ, регламентирующее деятельность организаций воспитания детей сирот и детей, которые остались без попечения родителей по той или иной причине.
Сегодня работает несколько форм устройства жизни детей, оставшихся без заботы родителей.
Детей могут устроить в семью, а если такая возможность отсутствует, то детей помещают в разного рода детские учреждения и организации.
Организация воспитания детей-сирот может быть осуществлена по одному из следующих вариантов:
- усыновление или удочерение ребенка, который остался без попечения родителей;
- установление над ребенком-сиротой опеки, если он лишен родителей или близких родственников;
- передача детей в приемную семью на воспитание.
Если отсутствует возможность устроить детей вышеизложенными методами, ребенок передается на воспитание и постоянное проживание в организации для детей, оставшихся без родительского попечения.
Выделяют несколько типов организаций для детей-сирот:
- школа-интернат, где дети-сироты пребывают на полном обеспечении и одновременно живут и учатся;
- детский дом, в котором дети находятся на полном обеспечении;
- интернат для детей-инвалидов, то есть специализированные организации для детей-сирот, у которых диагностирована инвалидность и требуется особенный уход и внимание;
- социально-реабилитационные центры, в которые направляют детей для реабилитации после того, как их изъяли у родителей, которые лишены прав, ведут аморальный образ жизни и не занимаются воспитанием и содержанием детей;
- социальные приюты и лечебные учреждения для детей сирот, например, дома малютки.
Дети, которые живут в таких условиях, не получают опекунов или попечителей. Полномочия по полному содержанию, воспитанию, обучению, кормлению, материальному содержанию, защите и соблюдению законных прав и интересов ребенка во всех инстанциях полностью возлагаются на те организации, в которых дети проживают.
Организация, воспитывающая детей-сирот, обладает всеми правами, обязанностями и ответственностью, как и назначаемые опекуны, и попечители детей-сирот, помещенных в эти учреждения. Помимо этого, полномочия руководителя организации для детей-сирот включают передачу детей на временное проживание в семьях, имеющих постоянное место жительства на территории страны.
Основными методами воспитания в приютах для детей выступают:
- обсуждение возможных последствий, чтобы дети научились предвидеть проблему;
- проектирование действий педагога и воспитанников. Разделение функций и ответственности, налаживание отношений и заключение произвольного договора, учитывая характер проблемы и ее причину. Применение социально-педагогических технологий для разработки оптимального решения создавшегося противоречия;
- оказание воспитаннику моральной и психологической помощи и поддержки. Защита прав и интересов перед учителями, сверстниками и родителями, если это требуется в конкретной ситуации.