Целевое назначение формирования основ безопасного поведения детей
Заложение основ безопасного поведения в социальной среде целесообразно начинать с раннего детского возраста. Ребенок на дошкольном этапе развития познает мир, что делает его особенно подвижным, активным, развивает его любознательность, формирует самостоятельность, что в конечном итоге становится предпосылкой для возникновения травмо-опасных ситуаций. Это обуславливает необходимость формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с дошкольного возраста и совершенствования этих навыков по мере развития ребенка и расширения спектра негативного окружающего воздействия.
Осторожность во всех видах жизнедеятельности крайне важна. Поэтому формируются навыки безопасности, являющиеся отражением навыков правильного поведения в различных ситуациях. Основы безопасности начинают закладываться в раннем возрасте, в семье. Затем они развиваются на этапе дошкольного образования, программы которого включают это направление детского развития, в качестве приоритетного.
Несчастные случаи поджидают ребенка на каждом шагу. Травмироваться можно бытовыми предметами, можно нанести ущерб здоровью в различных ситуациях бытового характера, транспортное движение, массовые скопления народа, деформация зданий и сооружений, погодные условия могут стать причиной получения, как незначительных, так и серьезных травм, наносящих вред здоровью и, угрожающих жизни ребенка. Поэтому дети должны иметь и уметь практически применять элементарные навыки общественного поведения, нормы социального взаимодействия и знать пути выхода из различных сложных ситуаций в быту, на прогулке и т.д.
Дошкольный этап развития, особенно младший дошкольный возраст, характеризуется неосознанным усвоением детьми широкого перечня правил и норм, требований и предостережений. Фактически, они не осознают их значимости и важности соблюдения, поэтому не способны эффективно контролировать свое поведение. В этой связи, донесение до детского сознания особенно важных правил, соблюдение которых служит гарантией безопасности, требует грамотного, квалифицированного, опытного педагогического подхода. Правила должны быть детально разъяснены ребенку, проконтролировано их выполнение, должна проводится работа над ошибками, с целью выработки привычки адекватного и безопасного поведения в различных областях жизнедеятельности. Важно, подготовить ребенка к возможному возникновению непредвиденных обстоятельств, неожиданных ситуаций, чтобы он мог адекватно среагировать на них и проявить себя, свои знания и способности.
Заложение основ безопасного поведения дошкольников представляет собой непрерывный, систематический, поэтапный процесс. Он нацелен на:
- Ознакомление детей с теорией безопасного поведения, основными правилами и нормами безопасности, которые требуется знать для эффективной социализации и формирования адекватного общественного опыта.
- Развитие основных навыков и способностей безопасного общественного взаимодействия и деятельности.
Данные цели достигаются посредством постановки и реализации следующих задач:
- Знакомство ребенка с ситуациями, объектами и событиями, которые несут определенную опасность для жизни и деятельности и приемами действий в случае их возникновения;
- Мотивирование детей к принятию и следованию основам безопасного поведения в природе и социуме;
- Развитие навыков пространственной ориентации и координации движений;
- Развитие самостоятельности, способности принимать решения в нестандартных ситуациях, нести ответственность за свою деятельность;
- Воспитание осознанного поведения и следования нормам безопасности в бытовых условиях, на природе, на улицах, на дорогах;
- Формирование уважительного отношения к своей жизни и здоровью, стремление его поддерживать и сохранять, а также к здоровью других граждан;
- Обучать детей правилам взаимодействия с незнакомыми людьми;
- Развитие навыков поведения в ситуациях, требующих сторонней помощи: вызов скорой, полиции, пожарной;
- Развитие навыков координирования детьми своих поведенческих реакций;
- Обучение правилам дорожного движения и навыков безопасного поведения на дорогах;
- Воспитание экологической культуры;
- Развитие речи и познавательной активности, мыслительных процессов, с целью их применения в сложных жизненных ситуациях.
Применение основ безопасного поведения на практике формирует у дошкольников фундамент для развития способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу своей деятельности, предотвращает, или хотя бы сводит к минимуму, возникновение травмоопасных ситуаций, несчастных случаев.
Условия эффективного формирования основ безопасного поведения дошкольников
Основы безопасности жизнедеятельности закладываются в детском сознании, посредством следования следующим принципам:
- Принцип полноты.
- Принцип системности.
- Принцип учета местности жизнедеятельности, возрастной специфики развития ребенка.
- Принцип комфортности.
- Принцип интеграции.
- Принцип комплексного воспитательного воздействия – в семье и дошкольном образовательном заведении.
- Принцип индивидуализации – воспитательное воздействие должно носить дифференцированный характер.
Воспитательная и предметная среда обучения должны соответствовать направлению деятельности педагога т.е. быть ориентированными на формирование основ безопасного поведения. Педагогом должны быть созданы условия для развития мотивов и уважительного отношения к правилам безопасности и стремление к их принятию и следованию. Важно демонстрировать детям положительный пример безопасного поведения.
Что касается предметной среды, то в группе дошкольного учебно-воспитательного заведения должны быть организованы информационные стенды для родителей, созданы уголки безопасности, должна проводится пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения среди детей и их семей, создаваться дидактические материалы.
Дети знакомятся с безопасностью в процессе игровой деятельности, наблюдений за окружающими, экскурсий, дидактических занятий, сюжетных и ролевых мероприятий, продуктивной деятельности, взаимодействия с окружающими.