Формирование профессиональной педагогической компетенции в процессе волонтерской деятельности
Волотерство – это добровольная безвозмездная деятельность на благо отдельных людей и общества в целом.
Доброволец – это физическое лицо, которое осуществляет добровольческую деятельность в формате безвозмездного выполнения работы, оказания услуг.
Образование, которое ориентируется только на передачу знаний, уходит в прошлое. Современное образование все больше ориентируется на формирование у выпускников некоторого набора профессиональных навыков и умений.
Иными словами, результат профессиональной подготовки – соответствующие компетенции, представленные комплексом навыков, социальным поведением и определенными качествами – способностью работать в группе, инициативностью, социальной активностью, инновационностью, мобильностью, гибкостью, умением принимать решения и нести ответственность за свои поступки и последствия, которые они влекут.
Волонтерство дает возможность приобретения социального опыта, получения рекомендаций для дальнейшего продвижения и карьерного роста.
Конечный результат развития добровольческой деятельности – повышение духовного и нравственного потенциала общества, усиление роли общественных организаций в процессе решения социальных проблем, а также достижение социальной и экономической стабильности внутри общества.
Важная составляющая волонтерства – непосредственная практическая работа, связанная с повышением уровня профессиональной компетентности специалиста, мотивацией к осуществлению данной деятельности, развитием ее нормативно-правовой основы, получением практических навыков в рассматриваемой области.
К условиям развития компетенций в волонтерстве относят:
- наличие единомышленников, которые выступают как инициаторы, координаторы волонтерской деятельности;
- обеспечение благоприятного морального климата и престижности волонтерства;
- использование волонтерства в качестве одного из способов повысить социальный статус молодых людей;
- волонтерство организуют в соответствии с потребностями, мотивами детятельности, учитывая возрастные особенности и социальную ситуацию;
- использование значимой для студентов деятельности, в качестве базиса для волонтерства.
Выделяют несколько направлений волонтерской деятельности:
- социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и молодежи;
- социальная помощь инвалидам и пожилым;
- консультативная помощь и информационная поддержка организации волонтерского движения школьников;
- воспитание социальной ответственности у детей и подростков.
Особенности организации волонтерства студентов педагогических вузов
Сегодня социальный феномен студенческого волонтерства приобретает все большее значение в общественной жизни государства.
В структуре работы педагогического вуза волонтерское движение студентов может выступать в качестве подразделения студенческих объединений. Основное условие деятельности такого типа – поддержка со стороны администрации вуза, которая может предоставлять оптимальные условия для развития данной структуры. В отдельных вузах, чтобы организовать волонтерское движение, используют и краткосрочные благотворительные акции, и долгосрочные добровольческие программы.
При реализации объемных добровольческих программ используют разные формы работы, соответствующие разным возрастным и социально-статусным категориям участников:
- статусное оформление пар через заключение договоров на основании предварительного отбора и собеседований с родителями, опекаемыми и волонтерами;
- общероссийские, межрегиональные и региональные семинары и тренинги;
- индивидуальная работа с парами и волонтерами, включающая анкетирование, консультирование, советы, обучение, оперативную практическую помощь в процессе решения возникающих проблем;
- сюжетно-ролевые, познавательные, деловые и другие виды развлекательных игр с привлечением большого числа участников и помощников;
- выставки и презентации в соответствии с темами программы;
- социально-педагогическое исследование и оценка темпа и качества личностного и творческого развития детей и молодежи, которые участвуют в проекте;
- построение деловых отношений с местной и региональной администрацией, руководителями образовательных учреждений и учреждений социальной защиты.
К конкретным задачам студенческого волонтерства относят формирование ценностного отношения к деятельности волонтеров, усиление командного духа и сплочение коллектива, создание модели общественных объединений, воспитание активной социальной и гражданской позиции, а также развитие студенческого самоуправления.
Основываясь на названных задачах студенческого волонтерства, можно назвать его функции:
- воспитательная – участие в добровольческих проектах требует проявлять ответственность, товарищество, доброту, честность, порядочность, благородство и самоотверженность;
- образовательная – студент не получает финансового вознаграждения за свою деятельность, но вознаграждением можно считать приобретенный им за время волонтерства опыт;
- социализация – каждый студент может столкнуться с разными социальными проблемами, перенять социальные образцы поведения старших коллег и пр., проходят школу жизни через добровольческую деятельность.
Студенческое волонтерство предоставляет путь к оплачиваемой работе, так как студент имеет возможность хорошо себя зарекомендовать и проявить свои лучшие качества, развить компетенции в разнообразных областях деятельности, провести апробацию своих умений и выбрать жизненный путь и свою будущую профессиональную карьеру.
Все перечисленное выше в совокупности дает возможность повысить качество волонтерства и не пускать работу на самотек.