Значение и особенности внеклассной работы по математике в начальной школе
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью обучения математике. Она имеет следующее значение:
- разные виды этой работы в совокупности помогают развивать составляющие познавательной деятельности учеников – восприятие, представление, внимание, память, мышление, речь и воображение;
- внеклассная работа способствует развитию творческих способностей учеников;
- отдельные виды работ помогают детям более глубоко понять роль математики в жизни;
- внеклассная работа оказывает содействие воспитанию товарищества и взаимопомощи;
- внеклассная работа оказывает содействие развитию математических способностей учеников.
Внеклассная работа имеет значительные отличия от классно-урочной формы организации учебной деятельности, в их числе:
- возможность выбирать тематику занятий, они не регламентируются по содержанию, но материал, который предъявляется детям, должен быть соответствующим их знаниям, умениям и навыкам;
- разнообразие видов и форм работы с учениками;
- занимательные материалы с широким использованием игровых форм и соревновательных элементов;
- отсутствуют временные ограничения занятий;
- занятия проводят в группах учеников, количество в которых, как и возраст участников, также не регламентируются.
При реализации внеклассной работы нужно соблюдать такие принципы, как научность, сознательность, активность учащихся, наглядность, а также возрастные и индивидуальные особенности учеников.
Основные организационные формы внеклассной работы и их характеристика
Основными формами внеклассной работы в начальной школе являются:
- Групповые занятия после уроков – проводятся после уроков со всем классом, продолжительность – 15 – 60 мин. Отличительной особенностью выступает наибольшее сходство с обычными школьными уроками, так как материалы, используемые на занятиях – материал школьной программы. Постепенное усложнение занятий проводят на основании накопленных у учеников знаний по математике и навыков решений занимательных задач. Цель таких занятий – закрепить пройденный программный материал, расширить их и углубить. Занятия проводят обычно в игровой форме, занятия-путешествия или соревнования.
- Кружковые занятия – отличительная особенность – добровольность вовлечения в работу. На кружковых занятиях детей надо учить ориентированию в новых ситуациях и областях, решению задач с незнакомой фабулой и непривычным математическим содержанием. Не стоит на кружковых занятиях систематически повторять ранее пройденные вопросы, так как основная задача кружковой работы – развивать творческий подход, повышать уровень математической подготовки, но не сообщать ученикам определенные математические факты, подлежащие обязательному усвоению. Работа математического кружка должна проводиться не чаще, чем один раз в две недели, так как к каждому занятию необходимо тщательно готовиться как учителю, так и ученикам.
Математические вечера – проводят только для учеников, проявивших свои способности в математике, а также школьникам, которые такого яркого математического интереса не проявляют. Степень их участия в математических вечерах ограничены только то деятельностью, которая не напрямую связана с предметом: подготовка, оформление вечера, выпуск газеты, исполнение роли в инсценировке, подготовка билетов и премий, декламация стихотворений, раздача материала для игры и пр. Математические вечера преследуют следующие цели:
- заинтересовать предметом;
- представить серьезные математические идеи в занимательной форме;
- вызвать стремление самому сформулировать и решить задачу.
Ценность математических вечеров – не только их математическое содержание, но и характер деятельности на этих вечерах. На таких занятиях дети учатся фантазировать, рассуждать, правильно мыслить и говорить.
Математические олимпиады помогают:
- познакомить учеников с новой увлекательной формой внеклассного обучения;
- расширять математические знания учеников;
- знакомить с интересными задачами и неожиданным методом их решения.
Олимпиада может быть организована следующим образом – в первом туре могут участвовать все желающие, среди которых будут отобраны самые сильные ученики; второй тур проводят уже среди этих учащихся. Победители школьной олимпиады могут участвовать в районном туре.
Часы и минуты занимательной математики. Данная форма внеклассной работы может быть проведена даже во время самого урока, в таком случае речь идет о занимательных минутах. К занимательным часам относят разного вида внеклассные занятия, викторины и конкурсы, что требует соблюдать некоторые требования:
- осуществление дифференцированного подхода;
- оформление помещения увлекательно и ярко, как и демонстрационный материал;
- отведение большого места числовым загадкам, задачам в стихах, задачам-шуткам и пр.;
- продолжительность занятий зависит от их целевых установок – лучше проводить такие занятия чаще, но менее продолжительно (до 15 минут);
- учитель должен знакомить детей с разными математическими играми, чтобы они умели играть самостоятельно.
Другие формы внеклассной работы. Есть ряд таких форм внеклассной работы, предполагающих не столько работу учителя при подготовке к ним, сколько активную деятельность учеников. К такому типу внеклассной работы относят создание математических уголков, выпуск математических газет, математические выставки, математические сказки и сочинения на математические темы. Это не только развивает математические способности, интерес к предмету, по сравнению с другими формами внеклассной работы, но и активно помогают развивать творческую активность учеников и их самостоятельность.
- Математические уголки создают в классе и цель их – привлечение учеников к занятиям математикой. В них выставляют лучшие работы учащихся класса: тетради, контрольные и творческие работы, задания для дополнительных занятий, новости из математической жизни класса.
- Выставки на математическую тему могут включать выставку книг – математические развлечения. Можно предложить детям сочинить математические сказки или написать сочинения. Работы могут быть оформлены в формате брошюр, книжек-раскладушек или книжек-малюток.