Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внеклассная работа по математике в начальных классах

Значение и особенности внеклассной работы по математике в начальной школе

Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью обучения математике. Она имеет следующее значение:

  • разные виды этой работы в совокупности помогают развивать составляющие познавательной деятельности учеников – восприятие, представление, внимание, память, мышление, речь и воображение;
  • внеклассная работа способствует развитию творческих способностей учеников;
  • отдельные виды работ помогают детям более глубоко понять роль математики в жизни;
  • внеклассная работа оказывает содействие воспитанию товарищества и взаимопомощи;
  • внеклассная работа оказывает содействие развитию математических способностей учеников.

Внеклассная работа имеет значительные отличия от классно-урочной формы организации учебной деятельности, в их числе:

  • возможность выбирать тематику занятий, они не регламентируются по содержанию, но материал, который предъявляется детям, должен быть соответствующим их знаниям, умениям и навыкам;
  • разнообразие видов и форм работы с учениками;
  • занимательные материалы с широким использованием игровых форм и соревновательных элементов;
  • отсутствуют временные ограничения занятий;
  • занятия проводят в группах учеников, количество в которых, как и возраст участников, также не регламентируются.

При реализации внеклассной работы нужно соблюдать такие принципы, как научность, сознательность, активность учащихся, наглядность, а также возрастные и индивидуальные особенности учеников.

Основные организационные формы внеклассной работы и их характеристика

Основными формами внеклассной работы в начальной школе являются:

  1. Групповые занятия после уроков – проводятся после уроков со всем классом, продолжительность – 15 – 60 мин. Отличительной особенностью выступает наибольшее сходство с обычными школьными уроками, так как материалы, используемые на занятиях – материал школьной программы. Постепенное усложнение занятий проводят на основании накопленных у учеников знаний по математике и навыков решений занимательных задач. Цель таких занятий – закрепить пройденный программный материал, расширить их и углубить. Занятия проводят обычно в игровой форме, занятия-путешествия или соревнования.
  2. Кружковые занятия – отличительная особенность – добровольность вовлечения в работу. На кружковых занятиях детей надо учить ориентированию в новых ситуациях и областях, решению задач с незнакомой фабулой и непривычным математическим содержанием. Не стоит на кружковых занятиях систематически повторять ранее пройденные вопросы, так как основная задача кружковой работы – развивать творческий подход, повышать уровень математической подготовки, но не сообщать ученикам определенные математические факты, подлежащие обязательному усвоению. Работа математического кружка должна проводиться не чаще, чем один раз в две недели, так как к каждому занятию необходимо тщательно готовиться как учителю, так и ученикам.
  3. Математические вечера – проводят только для учеников, проявивших свои способности в математике, а также школьникам, которые такого яркого математического интереса не проявляют. Степень их участия в математических вечерах ограничены только то деятельностью, которая не напрямую связана с предметом: подготовка, оформление вечера, выпуск газеты, исполнение роли в инсценировке, подготовка билетов и премий, декламация стихотворений, раздача материала для игры и пр. Математические вечера преследуют следующие цели:

    • заинтересовать предметом;
    • представить серьезные математические идеи в занимательной форме;
    • вызвать стремление самому сформулировать и решить задачу.

    Ценность математических вечеров – не только их математическое содержание, но и характер деятельности на этих вечерах. На таких занятиях дети учатся фантазировать, рассуждать, правильно мыслить и говорить.

  4. Математические олимпиады помогают:

    • познакомить учеников с новой увлекательной формой внеклассного обучения;
    • расширять математические знания учеников;
    • знакомить с интересными задачами и неожиданным методом их решения.

    Олимпиада может быть организована следующим образом – в первом туре могут участвовать все желающие, среди которых будут отобраны самые сильные ученики; второй тур проводят уже среди этих учащихся. Победители школьной олимпиады могут участвовать в районном туре.

  5. Часы и минуты занимательной математики. Данная форма внеклассной работы может быть проведена даже во время самого урока, в таком случае речь идет о занимательных минутах. К занимательным часам относят разного вида внеклассные занятия, викторины и конкурсы, что требует соблюдать некоторые требования:

    • осуществление дифференцированного подхода;
    • оформление помещения увлекательно и ярко, как и демонстрационный материал;
    • отведение большого места числовым загадкам, задачам в стихах, задачам-шуткам и пр.;
    • продолжительность занятий зависит от их целевых установок – лучше проводить такие занятия чаще, но менее продолжительно (до 15 минут);
    • учитель должен знакомить детей с разными математическими играми, чтобы они умели играть самостоятельно.
  6. Другие формы внеклассной работы. Есть ряд таких форм внеклассной работы, предполагающих не столько работу учителя при подготовке к ним, сколько активную деятельность учеников. К такому типу внеклассной работы относят создание математических уголков, выпуск математических газет, математические выставки, математические сказки и сочинения на математические темы. Это не только развивает математические способности, интерес к предмету, по сравнению с другими формами внеклассной работы, но и активно помогают развивать творческую активность учеников и их самостоятельность.

  7. Математические уголки создают в классе и цель их – привлечение учеников к занятиям математикой. В них выставляют лучшие работы учащихся класса: тетради, контрольные и творческие работы, задания для дополнительных занятий, новости из математической жизни класса.
  8. Выставки на математическую тему могут включать выставку книг – математические развлечения. Можно предложить детям сочинить математические сказки или написать сочинения. Работы могут быть оформлены в формате брошюр, книжек-раскладушек или книжек-малюток.
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot