Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние СМИ на социальное становление детей

Информационная среда и проблемы социализации младших школьников

Определение 1

СМИ – это совокупность органов публичной передачи информации посредством использования технических средств.

На сегодняшний день большие возможности СМИ обусловлены двумя причинами:

  • во-первых, это мощное развитие современных средств передачи информации – огромные тиражи газет и журналов, телевизоры, радиоприемники, интернет практически в каждом доме и пр.;
  • во-вторых, процессы демократизации и развитие свободы в стране, в которой средствам массовой информации отведена ключевая роль.

А. С. Школьников выделил следующие функции массовой информации, значимые в социально-педагогическом плане:

  • информационно-познавательные, включающие печать телевидение, радио и кино, они ориентированы на потребности людей в получении разных фактов и данных об интересующих их явлениях и общественных событиях. СМИ дают людям информацию о жизни в мире, научных открытиях и достижениях в мире спорта, новостях науки и искусства и пр.;
  • нормативная – пропаганда в СМИ норм и образцов поведения в обществе, утверждение системы ценностей. То есть, СМИ – важный общественный регулятор жизни людей;
  • социально-проблемная – СМИ приобщают всех людей как членов общества, к наиболее значимым актуальным проблемам современного мира. При этом учитывают желания зрителей и слушателей, касательно общественного мнения, насущных проблем и вопросов, волнующих миллионы людей;
  • интегративная – СМИ объединяют людей, которые живут в современном мире внутри политической системы нашего государства, формируют у них общие взгляды, позиции и оценки определенных событий, создавая психологический тонус в обществе;
  • развлекательно-компенсаторная – отдых перед экраном телевизора, в кинозале или с газетой в руках дает возможность расслабиться после трудного рабочего или учебного дня, сменить эмоциональный фон и получить впечатления. Данная функция СМИ особенно важна для школьников, так как уменьшает эмоциональную неудовлетворенность;
  • фоновая – многие люди избегают одиночества, включая фоном радио, телевизор или звукозапись.

Физиологическое и психологическое воздействие СМИ на развитие ребенка

В современном мире все больше родителей беспокоятся о влиянии СМИ на развитие детей. Распространено мнение, что привязаны к телевидению и интернету дети, которые лишены родительского внимания. При этом, проведен ряд исследований, которые продемонстрировали, что дети приобщаются к телевидению и прочим информационным источникам в процессе взаимодействия со взрослыми.

Чем больше времени дети проводят перед телевизором, тем менее развитым остается их творческое мышление, так как из телевизора дети получают готовые, легко интерпретируемые образы.

Просмотр телепередач может вытеснять желательные типы деятельности, такие как чтение, выполнение домашнего задания или спорт. Доказали, что чем больше времени ребенок проводит за просмотром телевизора, тем меньше времени у него остается на чтение книг. Также, если иное мнение, гласящее, что мало читающие дети, в итоге начинают чаще и больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей, проведенный за телевизором час времени, замещает какой-то другой тип деятельности, но такие дети все равно не стали бы тратить этот час на чтение, найдя себе иное занятие.

«Влияние СМИ на социальное становление детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Что же касается физического развития, то просмотр телепередач уменьшает время, отводимое на занятия спортом. Дети, проводящие много времени сидя у телевизора, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра передач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но также от того, какие программы смотрят дети. Больше всего родители беспокоятся об усвоении стереотипов, в частности о возникновении агрессивного поведения и излишней подверженности влиянию рекламы. Как известно, именно посредством телевидения детьми усваиваются социальные стереотипы поведения мужчин и женщина, пожилых людей и других групп, в том числе и самих детей.

Если говорить о рекламе, то именно она, особенно реклама игрушек и продуктов, является неотъемлемой частью того, что дети видят по телевизору. Ребенок в среднем просматривает 50 роликов за день. Дети подвержены воздействию рекламы. Постепенно они начинают говорить, что любят именно рекламируемые товары или услуги. Телевидение вредит речевому развитию детей. Наиболее сильнодействующий фактор, наносящий вред речевому развитию детей – как раз телевидение, которое отнимает у детей и родителей всей большее количество времени.

Иными словами, телеэкраны не только не позволяют формироваться речи и правильной артикуляции, но и блокируют спонтанные, творческие игры и естественные движения, не предоставляя детям стимулов, которые необходимы, чтобы формировались двигательные навыки и органы чувств. Недостаток многообразия изменяющихся раздражителей, поступающих из окружения, может вызывать дефицит в процессе формирования функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазии и интеллект. Базируясь на многолетнем педагогическом опыте, можно констатировать, что в связи с нехваткой первичных стимулирующих раздражителей, у современных детей с все большим трудом идет формирование функций восприятия внутренних и внешних состояний – тепла, равновесия, движения, обоняния, осязания и вкуса. Данный дефицит усугубляет недостаток в крупных городах пригородных площадок для игр и стимулирующих условий.

Современные люди уже не могут представить своего существования без телевидения. Особенно телевидение воздействует на детей, у которых не сформировалась психика и целостный организм.

Еще один важный аспект в проблеме взаимодействия детей и телевидения – это воздействие телевидения на физическое здоровье детей. Исследования показывают, то не окрепший детский организм оказывается под воздействием излучения от телевизионного экрана, мелькания яркостных и цветовых пятен не его экране, частой смены изображений.

На основании всего сказанного можно сделать вывод, что необходимо ограничивать время, на протяжении которого ребенок просматривает телепередачи, не разрешать ему смотреть передачи с частым мельканием световых и цветовых пятен.

Дата последнего обновления статьи: 31.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot