Основы формирования самооценки младшего школьника
Самооценка – это показатель отношения личности к собственным возможностям, оценка индивидом своих качеств и своего потенциала.
Самооценка формируется в ходе социальной жизнедеятельности индивида. Социальная среда оказывает влияние на формирование самооценки. Человек формирует восприятие собственного «Я» и его потенциальных возможностей, посредством оценок со стороны окружающих людей. В итоге осуществляется осознание итогов своей деятельности и происходит развитие навыков согласования своих потребностей и желаний с возможностями, а также потребностями других членов общества.
Младший школьный возраст характеризуется сменой основного вида деятельности ребенка. Если ранее ведущую позицию занимала игровая деятельность, то теперь основной деятельностью становится учеба. Соответственно, ребенок формирует свою самооценку на основании успехов его учебной деятельности.
Чтобы обеспечить формирование адекватной самооценки младшего школьника, педагогу требуется научить учащихся понимать себя и оценивать со стороны. А это требует усилий и временных затрат. Тем более что, потребности и желания ребенка ограничиваются потребностями и желаниями других детей и необходимо, также, научиться их согласовывать и сопоставлять.
Формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте имеет важное значение для общего развития ребенка и его роста во всех сферах и направлениях деятельности. Если у ребенка сформирована нормальная самооценка, соответствующая уровню его развития, то его поведение отличается активностью. Он стремится к познанию и формированию коммуникативных связей. Ребенку интересно находить ошибки в выполненных заданиях и исправлять их.
Одинаково опасно формирование завышенной и заниженной самооценки младшего школьника. Завышенная самооценка свидетельствует о переоценки ребенком своих способностей. Он считает, что он все может выполнить самостоятельно и редко просит помощи. При этом, он не желает видеть свои ошибки и работать над их устранением. Ребенок выбирает сложные задачи, решение которых оказывается ему не под силу, но он не желает этого признавать и настаивает на своей правоте. Излишняя самоуверенность приводит к развитию высокомерия и бестактности поведения.
При заниженной самооценке ребенок не стремится к познанию и не желает развиваться. Он считает, что он ни на что не способен, а потому не видит смысла прикладывать усилия для развития. Энтузиазм в познавательном процессе, у таких детей, отсутствует. Кроме того, ребенок не стремится к установлению коммуникативных связей, бывает зажатым и застенчивым.
Формирование адекватной самооценки младшего школьника основано на оценивании педагогом его учебной деятельности. При этом, важно, не только выставлять отметку в журнале, но и сопровождать ее комментариями, чтобы слабые дети стремились к развитию, а сильные не считали себя всемогущими. Оценка педагога – важный инструмент формирования адекватной самооценки младшего школьника. Педагогу важно соблюдать правила оперирования ею: не хвалить сильных учащихся и не унижать слабых, а напротив, поощрять любые их успехи для стимулирования дальнейшего роста и развития.
Оценивание учебной деятельности младшего школьника осуществляется двумя способами:
- Выставление оценок педагогом в журнал. Оценки выставляются в баллах и характеризуют уровень освоения учащимся конкретной темы, курса, отражает правильность и неправильность решения поставленной задачи.
- Формирование педагогом оценочных суждений. Именно они оказывают активное воздействие на самооценку учащегося. Педагогу необходимо грамотно формировать свои суждения в отношении успехов и неудач учащихся. Это позволит стимулировать к достижению учащимися более высоких результатов деятельности и ориентироваться на развитие слабого учащегося. При этом, учащиеся с высоким уровнем развития не будут чувствовать себя «всемогущими», и стремится к улучшению своих навыков.
Критерии оценивания учебной деятельности младших школьников
Поскольку, оценка педагога является важным инструментом развития самооценки учащегося, то оценивание необходимо проводить по следующим параметрам:
- Оценка реакции учащегося на задание. Педагогу необходимо оценить мотивацию учащегося к познавательной деятельности. Возможно, что ребенок не выполнит задание правильно, но если он принял работу с энтузиазмом, то это необходимо отметить.
- Оценка начального этапа работы над заданием. Проводится оценка того, как учащийся ведет себя на начальном этапе работы: проявляет ли он инициативу, интерес к работе, задает ли дополнительные вопросы по заданию, просит ли помощи.
- Оценка способности работать. Здесь оценивается желание учащегося решать, поставленные перед ним задачи. Важно, чтобы учащийся понимал целевое назначение урока и осознавал необходимость правильного выполнения задания.
- Оценка отношения учащегося к работе. Оценивается настрой ребенка на обучение: наличие активности и пассивности, эмоционального всплеска, проявление спокойствия или равнодушия, серьезность восприятия задания.
- Оценка итогов деятельности. Здесь оценивается то, как учащийся воспринимает итоги своей работы: видит ли он ошибки, стремится ли их исправить, желает ли достичь большего.
Таким образом, оценка педагога не должна сводится только к выставлению отметок в журнале. Необходимо оценить проделанную работу учащегося и его стремление к познанию. Если ребенок не получает одобрение своей деятельности, то он теряет интерес к ней. Отрицательная отметка будет иметь положительное воздействие, если она не сопровождается равнодушием педагога к труду учащегося.
На каждом учебном занятии педагогу необходимо оценивать поисковую и исполнительную активность учащегося. Исполнительная активность оценивается посредством принятой в образовательной системе пяти бальной системы оценивания. Она не учитывает творческий аспект деятельности учащегося, которая требует признания.