Молодежная субкультура и ее функциональная роль
Молодежная субкультура – это модели поведения и специфические способы самовыражения личности, присущие молодым людям и, ориентированные на их самоутверждение и самореализацию, проявление своей индивидуальной идентичности.
Молодежная субкультура развивается в противовес существующим культурным устоям социальной среды и направлена на удовлетворение потребностей молодых людей в самовыражении, социальном самоутверждении, желании проявить себя и завоевать свое место в социальной среде.
Молодежная субкультура может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность, ее социальное развитие, а также развитие общества в целом. С одной стороны, она демонстрирует противостояние молодого поколения культурным ценностям своих предков, традициям, существующим много десятков, а то и сотен лет и переходящим из поколения в поколение, а с другой стороны, молодежная субкультура выполняет следующие функции в социальной среде:
- Творческая самореализация личности.
- Двигатель прогресса и развития отдельной личности и соответственно всего общества.
- Воспитательная функция – способствует социализации личности и ее социальному развитию.
- Инструментальная функция – субкультура выступает инструментом улучшения имиджа молодого человека, завоевания определенной позиции среди сверстников. Молодой человек участвует в какой-то совместной деятельности, находит соратников с идентичными взглядами и стремлениями. Все это, способствует поднятию имиджа подростка и его социальному развитию, повышает самооценку и мотивирует к разным видам и направлениям деятельности, в том числе, и к познанию.
- Компенсаторная функция – обеспечение личной независимости подростка. Она связана с уходом от рамок, границ, которые существуют в учебном заведении, а также ожиданий родителей и педагогов. Участие в разных объединениях помогает молодым людям проявить себя и почувствовать свободу самовыражения, ощутить личную независимость.
Молодежная субкультура связана с построение группой молодых людей новой эстетической реальности. Они объединяются какой-то идеей, направлением деятельности, видя мир под определенным углом и, наполняя его новыми культурными идеями, эстетическим восприятием.
По сути, молодежная субкультура основывается на игровой деятельности. Она сочетает элементы игры и реальной деятельности, совершаемой людьми для самовыражения, реализации своей задумки, своего видения мира и его устройства.
Молодежная субкультура формируется в виде неформальных объединений, которые не подконтрольны формальным структурам общества. Каждая субкультура предполагает свою модель поведения ее участников, иерархию, ценностные ориентиры, мировоззрение и атрибутику.
Стоит отметить, что каждая субкультура имеет свои ценностные основы. От них зависит развитие личности молодого человека. Идеология субкультуры не всегда бывает положительной и может нанести вред личностному развитию молодого человека, а также вызвать ряд конфликтов в социальной среде, с близкими людьми, привести к социальной дезадаптации личности.
Влияние субкультуры на социальное развитие личности
Социальная среда имеет важное значение в развитии личности ребенка любого возраста. Она способствует выработке у подрастающего поколения определенной системы ценностей, ориентируясь на которые они строят свою дальнейшую жизнь, социальное общение и взаимодействие, находят свое место в социальной среде. В этой связи, огромное значение имеет социальная среда, в которой пребывает ребенок подросткового возраста. Она формирует:
- Социальные опыт личности;
- Социальные ценности;
- Социальные основы поведения;
- Нравственные убеждения;
- Нравственные идеалы личности.
Молодежь стремится к самоутверждению, проявлению себя, завоеванию своего места в социальной среде, достижению успеха и независимости. Это приводит к вступлению в различные неформальные организации, а порой, даже, созданию собственных, формированию основ субкультуры, выходящей за рамки социальных норм, принципов, границ.
Молодежная субкультура объединяет людей близких по духу и интересам, а также желаниям и стремлениям личностного развития. Кроме того, она помогает разнообразить досуг молодого человека интересной для него деятельностью. В этой связи, важно, реализовывать грамотную политику воспитания молодежи, чтобы исключить отрицательное воздействие субкультуры на ее развитие.
Кроме того, в подростковом возрасте закладываются основы самосознания личности. На их формирование оказывает воздействие мнение других людей. Попадая в разнообразные неформальные группировки самосознание приобретает разный характер. В зависимости от ценностных ориентиров субкультуры, она может способствовать положительному развитию личности и ее самосознания, а может привести к отрицательному развитию личности и ее.
Как правило, молодежная субкультура формируется на основании объединения неоднородных масс молодых людей. Их объединяют и симпатии, и антипатии, общий дух и противоречия, стремление к самоутверждению и противостоянию, попытки разобраться в собственной личности, отыскать свое «Я» и его место в социальной среде, найти свой смысл жизни или просто попробовать что-то новое, неординарное, а может и запретное. В этом состоит и опасность воздействия молодежной субкультуры на личностное развитие молодого поколения. Запреты привлекают. Преодоление запретов, чувство свободы объединяющее молодежные объединения влекут и мотивируют к разным видам деятельности. Это может быть и вполне безобидная деятельность творческого характера – музыкальная, танцевальная и др., а может быть и деятельность асоциальной направленности, привлекающая своей запретностью, вызывающая всплеск адреналина у молодого человека.