Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды диктантов и методика их проведения

Сущность и виды диктанта

Определение 1

Диктант – это один из видов письменной работы, при котором педагог диктует учащимся текст, а они его записывают на основании имеющегося у них навыка письма.

Основным в диктанте является умение записывать слова, воспринимая их на слух. То есть диктант направлен на выработку у учащихся умений находить орфограммы и правильно их записывать. Таким образом, диктант является своеобразным упражнением, построенным на сравнении произношения слова и его написания.

Современная педагогическая методика обучения предусматривает некоторые новые виды диктантов, да и само понятие диктанта несколько усложнилось.

Определение 2

Диктант – это метод обучения, имеющий практический характер, направленный на формирование правописных, учебно-языковых и речевых умений, заключающийся в письменном воспроизведении услышанного текста или его отдельных элементов.

В настоящее время выделяют следующие виды диктантов, поделенные на группы:

  1. В зависимости от структуры текста – выделяют словарные диктанты, состоящие из отдельных словосочетаний или предложений, а также связные тексты.

  2. В зависимости от содержания – стилистические, лексические, пунктуационные, грамматические и орфографические диктанты.

  3. В зависимости от поставленной цели диктанта – различают контрольные и обучающие диктанты:

    • Обучающие диктанты – предполагает запись текста под диктовку педагога и его последующую проверку с анализом языкового материала.
    • Контрольный диктант – предусматривает самостоятельную работу учащихся, без помощи педагога.
  4. В зависимости от восприятия текста – различают зрительные, слуховые, зрительно-слуховые диктанты и самодиктант – письмо по памяти.

  5. В зависимости от характера деятельность учащегося – предполагает диктант с изменением текста и без изменения текста.

  6. В зависимости от методики проведения, используемой на учебных занятиях – словарные, сигнальные, обучающие, орфографические, зрительные и диктанты.

«Виды диктантов и методика их проведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

В настоящее время в образовательных учреждениях диктанты принято подразделять в зависимости от методики их проведения. Однако данная терминология не совсем корректная и используется в виду её понятности и удобства.

Методика проведения диктанта в зависимости от его вида

Методика проведения словарного диктанта – заключается в том, что педагог диктует учащимся текст, который включает слова на определенное правило правописания. Методика проведения диктанта предусматривает возможность усложнения его дополнительными заданиями, например, подчеркнуть орфограммы, выделить окончания и т.д.

Методика проведения зрительного диктанта – состоит в том, что текст, который необходимо записать, учащиеся предварительно самостоятельно прочитывают. После прочтения текст убирают (закрывают), задача учащихся по памяти его записать, проверить написанное и отметить орфограммы, соответствующие правилу.

Методика проведения диктанта «письмо по памяти» - заключается в том, что требует от учащихся предварительной подготовки, состоящей в заучивании отдельных слов или строк, имеющих определенные орфограммы и знаки препинания. Далее заранее подготовленный текст записывается учащимся самостоятельно. По окончанию работы учащиеся проверяют текст, сверяют правильность написания слов. Основная цель данной методики – научит детей видеть «опасные места», то есть развить у себя орфографическую зоркость.

Методика проведения предупредительного диктанта – заключается в том, что педагог читает заранее подобранный текст по предложениям. Вызванный учащийся прослушивает предложение, объясняет правильность написания слов и знаков препинания, после чего записывает предложение на доске. При необходимости подчеркивает орфограммы и пунктуацию. Основная ценность данного текста заключается в том, что учит детей на слух находить («видеть») орфограммы, объяснять их устно и записывать. Данная методика используется чаще всего на начальном этапе изучения правил правописания и пунктуации.

Методика проведения объяснительного диктанта – предусматривает развитие у учащихся самостоятельности в усвоении определенного программного материала. Проводится данный вид диктанта тогда, когда учащимися достаточно хорошо усвоены правила правописания, и они умеют их самостоятельно применять на практике. Методика проведения заключается в том, что педагог диктует текст, а учащиеся записывают его без предварительного разбора орфограмм. Выявление и объяснение ошибок проводится уже после написания диктанта. Ошибки выявляет педагог в процессе проверки, учащиеся же их анализируют.

Методика проведения диктанта «контрольное списывание» - направлена на формирование у учащихся орфографических навыков. Данная методика предполагает целенаправленное списывание, в ходе которого у учащихся формируется орфографическая зоркость, умение видеть как отдельные части предложения, так и всё его целиком. Методика состоит в том, что вначале детям дают прочитать текст, в ходе прочтения они его зрительно воспринимают, затем осуществляет анализ слов на изучаемое правило. После анализа текст списывается, после проводится самопроверка написанного. Методика учит детей списывать текст полностью, а не отдельными словами, буквами или предложениями.

Методика проведения творческого диктанта – заключается в том, что учащиеся самостоятельно создают текст, опираясь на слова и словосочетания, которые были определены педагогом. Данная методика весьма обширна и может включать в себя элементы слухового и зрительного диктантов. Задача педагога состоит в том, чтобы постепенно усложнять материал, вносить в работу творческое разнообразие. Использование этого вида диктанта способствует формированию и развитию у учащихся самостоятельности, мышления и речи.

Методика проведения свободных диктантов – состоит в том, что перед учащимися ставится задача запомнить не одно предложение, а несколько взаимосвязанных между собой по смыслу. Задача учащихся не дословно запомнить предложения, а свободно его написать, при этом сохранить общий смысл предложений. Важным также является и употребление определенных слов, в соответствии с изучаемым правилом. Данные слова необходимо употребить обязательно. Задача педагога подобрать такой текст, который будет понятен, доступен и интересен учащимся. Суть методики состоит в том, что предварительно педагог читает текст, знакомит учащихся с ним. Далее читает текст по логически законченным частям с выделением основной мысли отрывка. После прочтения ученики пересказывают текст, педагог читает его еще раз и уже затем осуществляется его записывание по памяти. Основная цель методики состоит в том, что учащимся нужно не дословно передать текст, а показать умение выделять основную мысль прочитанного и записать не упуская наиболее важного и существенного. Особая ценность этой методики состоит в том, что она совершенствует у учащихся навыки грамотного письма, правильному употреблению грамматических форм и развитию письменной речи.

Методика проведения контрольного диктанта – предполагает подбор педагогом такого текста, который содержит в себе слова, насыщенные орфограммами по пройденной теме. Педагог читает текст, учащиеся его воспринимают и записывают. Чаще всего к тексту прилагают 1-2 задания. После проведения диктанта педагог проверяет тексты и отмечает допущенные ошибки.

Дата последнего обновления статьи: 03.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot