Вахтеров Василий Порфирьевич (25 января 1853 – 3 апреля1924) – русский педагог.
Краткие биографические данные
В.П. Вахтеров родился в Арзамасе, закончил Нижегородскую духовную семинарию, в 1872 году начал работать учителем в городском училище Васильсурска, затем переехал в Ардатов, где работал в уездном училище.
В 1881 году В.П. Вахтеров становится инспектором народных училищ в Смоленской губернии. В 1890 году переезжает в Москву, где принимает участие в работе при Московском комитете грамотности, организует школы для рабочих и внешкольные учреждения.
На протяжении 1898-1902 гг. занимается чтением лекций на курсах учителей в городах Курск, Саратов.
В 1903 году подозревается в распространении социалистических идей в рабочей среде, в связи с чем был выслан в Новгородскую губернию, по прошествии короткого времени возвращается в Москву, но не допускается в педагогической деятельности.
На протяжении 1905-1907 гг. является учредителем Всероссийского учительского союза. 1913-1914 гг. организует и участвует во Всероссийском съезде, на котором обсуждаются актуальные вопросы народного образования.
После революции занимается разработкой методических вопросов, преподаёт на курсах ликбеза, в 1923-1924 гг. читал лекции на факультете педагогики в МГУ.
Умер в 1924 году в Москве.
Вклад в науку
В 1894 году в ходе доклада «О всеобщем обучении» аргументированно обосновывает финансовую возможность, позволяющую ввести всеобщее начальное обучение в России с обязательным возрастом 8-11 лет (традиционным принятым был возраст 7-14 лет).
В.П. Вахтеров является основоположником педагогической концепции, которая более известна под названием «эволюционная педагогика». Данная концепция строилась на идеях Ч. Дарвина, сутью концепции является идея развития, основные виды и формы образования признаются важнейшим фактором общественного прогресса. Данная концепция отражена в труде «Основы новой педагогики».
В.П. Вахтеровым разрабатывались вопросы самостоятельности науки педагогики, а также описаны специфические особенности используемых методов при проведении педагогических исследований. В частности, детальным образом разработана и апробирована методика естественного эксперимента, который обеспечивает объективную оценку используемых в практической педагогической деятельности форм, средств и приёмов обучения.
В.П. Вахтеров являлся теоретиком и методистом начального обучения, в своих исследованиях реализовывал идеи У.Д. Ушинского. Реализуя развивающее обучение, способствовал решению вопросов обновления и расширения содержания обучения в народных школах, применению активных методов, развивающих самостоятельность мышления детей.
В.П. Вахтеровым разработаны методические пособия и учебные книги:
- «Русский букварь»,
- хрестоматия для организации чтения в классе в 4-х частях «Мир в рассказах для детей»,
- методическое пособие для учителей «На первой ступени обучения» (в соавторстве с Э.О. Вахтеровой).
Основой учебных книг В.П. Вахтерова являлся звуковой аналитико-синтетический метод, обеспечивающий речевое развитие ребёнка, направленный на формирование орфографических навыков детей. Данный подход является актуальным и для современной начальной школы.
Основные труды
Педагогические труды:
- Основы новой педагогики (1913 год);
- Внешкольное образование народа (1896 год);
- Сельские воскресные школы (1896 год);
- Всеобщее обучение (1897 год);
- Нравственное воспитание и начальная школа (1900 год).
Учебные книги и методические пособия:
- Русский букварь (1898 год);
- Мир в рассказах для детей (1902 год);
- Предметный метод обучения (1911 год);
- На первой ступени обучения (1912 год).