Утренняя гимнастика – это основной компонент двигательной деятельности дошкольника в воспитательном заведении, необходимый для поддержания физического здоровья и развития ребенка.
С помощью утренней гимнастики происходит развитие бодрости детей, которая не покидает их в течение всего дня. Она является оптимальным инструментом для борьбы с сонливостью, устранением сложностей с обучением, поскольку выполнение простых упражнений активизирует работоспособность детей. Кроме того, утренняя физическая активность позволяет сформировать определенный эмоциональный настрой, носящий положительный характер, который активизирует познавательную и иные виды активности ребенка в течение дня.
Выполнение утренней гимнастики ориентировано на тренировку силы воли и развитие дисциплинированности детей.
Гимнастика помогает акцентировать внимание на развитии определенных физических навыков ребенка, это касается и ходьбы и бега. Для этого подбираются специальные упражнения, задействующие работу ног и бедер, а также все группы мышц, включающихся в действие при ходьбе и беге.
Цели, задачи и условия проведения утренней гимнастики
Целевым назначением проведения утренней гимнастики является пробуждение детского организма и вовлечение его в активную деятельность. Гимнастика помогает подготовить ребенка, части его тела и мышцы к последующей ходьбе, выполнению движений.
Для реализации целевого назначения, утренняя гимнастика должна быть ориентирована на решение следующих задач:
- Настройка детского организма на двигательную активность и действие;
- Активизация всех физических процессов организма. Утренняя гимнастика включает в работу дыхательную систему, кровеносную систему, запускает обменные процессы организма;
- Повышение работоспособности детского организма;
- Формирование правильной осанки;
- Стимулирование хождения;
- Формирование правильной походки и профилактика развития плоскостопия.
Утреннюю гимнастику целесообразно проводить с учетом следующих требований, позволяющих обеспечить ее результативность в закреплении не только навыков ходьбы, но и развития иных физических умений:
- Наличие соответствующей одежды для гимнастики. Она должна быть выполнена из легких, натуральных материалов, свободной и удобной для выполнения различных движений – не сковывать движения разными частями тела;
- Заниматься лучше всего босиком, но если холодно, то можно одеть чешки или прорезиненные носочки;
- Условия проведения утренней гимнастики должны соответствовать нормам гигиены: комната для занятий должна быть убрана и проветрена;
- Лучше всего проводить зарядку на воздухе. Однако, это нежелательно делать в холодное время года и при неблагоприятных климатических условиях: дождь, ветер, снег, метель и т.д.;
- Утренняя гимнастика должна проводиться определенный временной период, отвечающий возрастным возможностям воспитанников. Так, в младшем дошкольном возрасте, актуально проведение гимнастики в течение пяти минут. В среднем дошкольном возрасте это время может быть увеличено до шести-восьми минут, а в более старшем возрасте достигать десяти и, даже, пятнадцати минут;
- Необходимо соблюдать последовательность гимнастических упражнений. Необходимо начинать с упражнений, способствующих разогреву мышц: спокойная ходьба, медленный бег, сочетание различных видов ходьбы. Постепенно упражнения усложняются и ориентируются на укрепление конкретных мышц ног, рук и т.д. В заключительной части, актуально выполнение упражнений на дыхание, растяжку мышц. Можно использовать ходьбу с продвижением вперед;
- Упражнения утренней гимнастики должны носить общеразвивающий характер т.е. они должны ориентироваться на все группы мышц, иметь разный темп и интенсивность выполнения, строиться в разных группировках и ритмике выполнения;
- Комплексы упражнений утренней гимнастики составляются на десять дней или две недели. Далее необходимо добавить в него новые упражнения, заменив ими имеющиеся;
- Целесообразно периодически повторять комплексы упражнений;
- Важно, заранее подготовить инвентарь для проведения гимнастики;
- Применение упражнений должно проводится после диагностики каждого ребенка, чтобы подбирать соответствующие его возможностям упражнения, ориентируясь на работу центральной нервной системы;
- Педагогу необходимо следить за правильностью выполнения детьми упражнений, соблюдении темпа, правильностью постановки корпуса;
- Игровая форма проведения гимнастики поможет увлечь ребенка и заинтересовать в повторении данной деятельности на следующий день;
- Педагог должен максимально точно и понятно объяснить и продемонстрировать выполнение каждого упражнения.
Структура и содержание утренней гимнастики для младших дошкольников
По своей структуре утренняя гимнастика делится на три части:
Вводная часть. Она ориентирована на подготовку организма к выполнению дальнейших упражнений, являющихся более сложными. В этой части применяется ходьба, которая выполняется группами или попарно. Дети могут просто ходить, выстраиваясь по цепочке, либо, рядом друг с другом, держась за руки. Такая ходьба должна носить медленный плавный характер, быть не быстрого темпа.
Рисунок 1. Вводная часть занятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основная часть. Ее содержание составляют упражнения имитационного характера, проводимые в форме игры. Они могут выполняться детьми в сидячем положении, лежачем или стоя. Далее дети привлекаются к активной игровой деятельности или обычному бегу. Все упражнения выполняются по четыре-пять раз. В этом возрасте актуально выполнении динамичных упражнений. Дети неспособны фиксировать какое-либо действие длительное время, поэтому для этого возраста целесообразно использовать динамику в движениях.
Заключительная часть. Она включает упражнения, ориентированные на снятие напряжения мышц и успокоение ребенка. Дети могут спокойно пройтись парами, либо выполнить ходьбу на месте.
Рисунок 2. Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ