Влияние устного народного творчества на развитие детской речи
Устное народное творчество – это особый вид творчества, в основу которого заложено стремление познать окружающий мир посредством его духовного преобразования.
Знакомство с народным творчеством начинается с самого раннего детства, когда родители читают детям народные сказки, поют колыбельные, общаются посредством прибауток, закличек, потешек и т.д. Народное творчество не только интересно и познавательно, оно способствует всестороннему развитию ребенка, позволяет «прикоснуться» к истории своего народа. Все это осуществляется в легкой и непринужденной форме.
Народное творчество является одним из эффективных средств воспитания и развития детей с самого раннего возраста.
Одной из сторон влияния устного творчества на ребенка является оказание положительного воздействия на развитие речи. Через народный фольклор ребенок не просто развивает и обогащает собственную речь, но и усваивает особенности родного языка.
Таким образом, народное творчество позволяет воспитывать и развивать детей на основе усвоение многовекового опыта народа. Данный опыт передается от взрослого к ребенку посредством родной речи.
Эффективность влияния устного народного творчества на развитие детской речи обусловлено тем, что оно богато выразительными средствами и напевностью. Для того, чтобы речь ребенка развивалась и обогащалась, необходимо как можно чаще использовать разнообразные народные фольклорные формы, в общении с детьми, например, сопровождать режимные моменты потешками и поговорками (умывание, одевание, прогулку и т.д.), уход на сон – колыбельной и т.д.
Использование устного народного творчества в качестве средства развития детской речи опирается на общие условия развития речи детей:
- Создание благоприятной и психологически комфортной для общения атмосфере, основанной на взаимной любви и уважении. Ребенок должен видеть положительное расположение к себе педагога. Это достигается посредством использования различных добрых потешек, прибауток и т.д., которыми насыщена речь воспитателя.
- Постоянное использование в своей речи малых фольклорных форм, которые ребенку будет легко понять, запомнить и повторить.
- Использование в общении с ребенком диалоговой формы взаимодействия.
- Использование в работе с детьми разнообразных фольклорных форм (песни, сказки, поговорки, загадки и т.д.), постоянно расширяя и обогащая их новыми.
Народный фольклор является одной из наиболее доступных и понятных форм развития речи. При правильной организации и использовании устного народного творчества можно значительно ускорить процесс формирования речевой активности детей.
Малые формы народного фольклора как основное средство развития детской речи
Малые формы народного фольклора оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей, а именно они обогащают и расширяют детский словарь, активизируют его. Помимо этого, малые формы способствуют развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Основные виды малых фольклорных форм, используемых с целью развития детской речи:
Колыбельная песня – основное назначение качать, баюкать и усыплять детей, имеет спокойный, размеренный и монотонный ритм.
Колыбельные песни имеют простое и понятное содержание, которое достаточно быстро запоминается детьми. Повторяемые многократно словосочетания позволяют ребенку в непринужденной форме совершенствовать произношение, а грамматическое разнообразие способствует освоению грамматического строя речи. Кроме того, колыбельные песни формируют у детей умение видеть и понимать красоту родного языка.
Прибаутки, потешки, пестушки – оказывают благотворное влияние на формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира. Особенностью данного жанра является использование уменьшительно-ласкательных суффиксов и обязательное произношение ласковым и нежным тоном. Все это настраивает детей на благоприятный лад, помогает взрослому расположить ребенка к себе.
Данные народные произведения содержат в себе огромный потенциал не только для развития речи ребенка, но и для развития детского воображения.
Потешка – это малая фольклорная форма, которая несет в себе определенную информацию и сопровождается игровыми действиями.
Прибаутка – это малая фольклорная форма, которая имеет диалогическую форму, близкую к живой разговорной речи. Она описывает определенную забавную ситуацию, сопровождаемую насыщенными действиями.
Небылицы – близки по содержанию и форме к прибауткам, однако они описывают не просто забавную ситуацию, а откровенную нелепую или парадоксальную.
Чистоговорки и скороговорки – это малые фольклорные формы, которые целенаправленно учат детей произносить определенные звуки, а также развивать память и органы речи.
Считалки – это одна из самых подвижных и «живых» фольклорных форм, которая допускает импровизацию и отвечает потребности ребенка к словотворчеству.
Загадка – это малая форма устного народного творчества, которая в максимально сжатой и образной форме передает наиболее характерные и яркие признаки окружающих предметов и явлений.
Загадки оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка, они помогает развивать не только речь, но умение анализировать, обобщать, самостоятельно делать и формулировать умозаключения и выводы. В основе загадки заложена метафора, которая указывает на предмет не напрямую, а косвенно, через характерные признаки, причем в опоэтизированной форме. Все это способствует обогащению активного словаря, учат понимать многозначность слов, их вторичное и переносное значение.
Таким образом, созданный народом фольклорный язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка должно быть донесено до детей с целью развития и обогащения их речи, активизации словаря и усвоения особенностей родной речи.