Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Устное народное творчество как средство развития детской речи

Влияние устного народного творчества на развитие детской речи

Определение 1

Устное народное творчество – это особый вид творчества, в основу которого заложено стремление познать окружающий мир посредством его духовного преобразования.

Знакомство с народным творчеством начинается с самого раннего детства, когда родители читают детям народные сказки, поют колыбельные, общаются посредством прибауток, закличек, потешек и т.д. Народное творчество не только интересно и познавательно, оно способствует всестороннему развитию ребенка, позволяет «прикоснуться» к истории своего народа. Все это осуществляется в легкой и непринужденной форме.

Замечание 1

Народное творчество является одним из эффективных средств воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

Одной из сторон влияния устного творчества на ребенка является оказание положительного воздействия на развитие речи. Через народный фольклор ребенок не просто развивает и обогащает собственную речь, но и усваивает особенности родного языка.

Таким образом, народное творчество позволяет воспитывать и развивать детей на основе усвоение многовекового опыта народа. Данный опыт передается от взрослого к ребенку посредством родной речи.

Эффективность влияния устного народного творчества на развитие детской речи обусловлено тем, что оно богато выразительными средствами и напевностью. Для того, чтобы речь ребенка развивалась и обогащалась, необходимо как можно чаще использовать разнообразные народные фольклорные формы, в общении с детьми, например, сопровождать режимные моменты потешками и поговорками (умывание, одевание, прогулку и т.д.), уход на сон – колыбельной и т.д.

Использование устного народного творчества в качестве средства развития детской речи опирается на общие условия развития речи детей:

«Устное народное творчество как средство развития детской речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Создание благоприятной и психологически комфортной для общения атмосфере, основанной на взаимной любви и уважении. Ребенок должен видеть положительное расположение к себе педагога. Это достигается посредством использования различных добрых потешек, прибауток и т.д., которыми насыщена речь воспитателя.
  2. Постоянное использование в своей речи малых фольклорных форм, которые ребенку будет легко понять, запомнить и повторить.
  3. Использование в общении с ребенком диалоговой формы взаимодействия.
  4. Использование в работе с детьми разнообразных фольклорных форм (песни, сказки, поговорки, загадки и т.д.), постоянно расширяя и обогащая их новыми.
Замечание 2

Народный фольклор является одной из наиболее доступных и понятных форм развития речи. При правильной организации и использовании устного народного творчества можно значительно ускорить процесс формирования речевой активности детей.

Малые формы народного фольклора как основное средство развития детской речи

Замечание 3

Малые формы народного фольклора оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей, а именно они обогащают и расширяют детский словарь, активизируют его. Помимо этого, малые формы способствуют развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Основные виды малых фольклорных форм, используемых с целью развития детской речи:

  1. Колыбельная песня – основное назначение качать, баюкать и усыплять детей, имеет спокойный, размеренный и монотонный ритм.

    Колыбельные песни имеют простое и понятное содержание, которое достаточно быстро запоминается детьми. Повторяемые многократно словосочетания позволяют ребенку в непринужденной форме совершенствовать произношение, а грамматическое разнообразие способствует освоению грамматического строя речи. Кроме того, колыбельные песни формируют у детей умение видеть и понимать красоту родного языка.

  2. Прибаутки, потешки, пестушки – оказывают благотворное влияние на формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира. Особенностью данного жанра является использование уменьшительно-ласкательных суффиксов и обязательное произношение ласковым и нежным тоном. Все это настраивает детей на благоприятный лад, помогает взрослому расположить ребенка к себе.

    Данные народные произведения содержат в себе огромный потенциал не только для развития речи ребенка, но и для развития детского воображения.

    • Потешка – это малая фольклорная форма, которая несет в себе определенную информацию и сопровождается игровыми действиями.

    • Прибаутка – это малая фольклорная форма, которая имеет диалогическую форму, близкую к живой разговорной речи. Она описывает определенную забавную ситуацию, сопровождаемую насыщенными действиями.

    • Небылицы – близки по содержанию и форме к прибауткам, однако они описывают не просто забавную ситуацию, а откровенную нелепую или парадоксальную.

  3. Чистоговорки и скороговорки – это малые фольклорные формы, которые целенаправленно учат детей произносить определенные звуки, а также развивать память и органы речи.

  4. Считалки – это одна из самых подвижных и «живых» фольклорных форм, которая допускает импровизацию и отвечает потребности ребенка к словотворчеству.

  5. Загадка – это малая форма устного народного творчества, которая в максимально сжатой и образной форме передает наиболее характерные и яркие признаки окружающих предметов и явлений.

Загадки оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка, они помогает развивать не только речь, но умение анализировать, обобщать, самостоятельно делать и формулировать умозаключения и выводы. В основе загадки заложена метафора, которая указывает на предмет не напрямую, а косвенно, через характерные признаки, причем в опоэтизированной форме. Все это способствует обогащению активного словаря, учат понимать многозначность слов, их вторичное и переносное значение.

Замечание 4

Таким образом, созданный народом фольклорный язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка должно быть донесено до детей с целью развития и обогащения их речи, активизации словаря и усвоения особенностей родной речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot