Значимость речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте
Формирование правильной речи у дошкольников и младших школьников – залог успешного развития подрастающего поколения. Речевые функции оказывают воздействие на иные стороны развития организма, поэтому их своевременное нормальное развитие способствует полноценному, гармоничному развитию всего детского организма.
Значимость речевой функции организма можно отразить следующими положениями:
- Речь способствует развитию психических процессов, отвечающих за познавательную работу и понятийное мышление.
- Развитая речь помогает контролировать поведенческие реакции организма, формирует навыки осознанной регуляции поведения.
- Речевое общение способствует процессу социализации ребенка, его приобщению к социальному пространству и развитию навыков социального взаимодействия.
- Речь является средством регуляции высших психических процессов организма.
- Развитие речи оказывает воздействие на формирование характера ребенка. Поэтому, важно исключить развитие дефектов речи, чтобы устранить развитие раздражительности, агрессивности ребенка, а также замкнутости и закрытости от социального контактирования.
- Речь важна для полноценного освоения школьной программы.
- Четкая, выразительная правильная устная речь ребенка является залогом его успешного овладения письменной речью в начальной школе. Грамотность тесно связана со звуковой стороной произношения. Написание первых слов и фраз происходит так, как ребенок говорит. Поэтому, важно, чтобы устная речь была грамматически верной и четкой.
В связи с названными аспектами важности речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста стоит обратить особое внимание на формирование всех сторон речи детей, своевременное устранение дефектов речи и проведение профилактических логопедических мероприятий.
Методика формирования лексической стороны речи у дошкольников и младших школьников
Словарный запас ребенка имеет важное значение в его речевом развитии. Особенно это касается активного словаря ребенка. Именно в него включены слова, которые используются ребенком регулярно, в его повседневной речи. Поэтому, этот словарь необходимо расширять и переносить в него все слова из пассивного словаря.
Овладение словарным запасом языка является важным условием освоения грамматической стороны речи, навыков построения монологов и развития звуковой стороны речи.
Работа по овладению ребенком лексической стороной речи, строится по следующим направлениям:
- Развитие навыков употребления слов и словосочетаний в конкретном контексте.
- Развитие навыков свободного применения слов и их сочетание по смыслу в определенных речевых обстоятельствах.
- Качественное совершенствование лексики ребенка. Необходимо уточнять значение слов, возможности их употребления в той или иной речевой ситуации, знание переносных значений слов, навыки применения синонимов, антонимов, омонимов и т.д.
- Развитие навыков использования для построения связной речи конкретных лексических единиц, наиболее точно отражающих замысел разговорной речи.
- Развитие навыков выразительности и точности речи.
Все эти направления работы реализуются через внедрение системы речевых занятий с дошкольниками. Они включают следующие разновидности занятий:
- Работа над словарным запасом, охватывающим освоение новых объектов и явлений окружающего мира;
- Работа по углублению лексических знаний ребенка. Она связана со знакомством с новыми качествами объектов мира, спецификой их функционирования, вариантами проявления в окружающей действительности;
- Развитие навыков использования лексики при развитии навыков обобщения и формирования понятий языка.
Стадии постановки правильного звукового произношения ребенка
Развитие навыков правильного звукового произношения детей дошкольного и младшего школьного возраста реализуется в соответствии с этапами логопедической работы над фонетической стороной речи. Поэтому работа реализуется по следующим стадиям:
- Подготовка речевого аппарата ребенка к овладению звуками. Здесь, рассматривается работа органов артикуляции, позволяющая отработать правильную постановку звуков. Для этого, тренируются мышцы языка, отрабатывается подвижность губ, челюстей и щек, чтобы достичь их правильного положения при произношении того или иного звука и их сочетаний. Кроме того, здесь необходимо развить моторные функции организма, а также активизировать моторику речевого аппарата. Для этого, используются упражнения на произношения звуков, которые издают животные, подражание шуму самолета, рокоту ракеты и т.д. Важным моментом подготовки речевого аппарата к звуковой работе является постановка правильного речевого дыхания. Используются упражнения, формирующие навыки совершения короткого вдоха и плавного продолжительного выдоха.
- Постановка звука. На данной стадии ребенок учится воспринимать звуки на слух, повторять их, произнося самостоятельно и визуально воспринимать звуки, на основании наблюдения за артикуляционными движениями говорящего. Первоначально идет отработка правильного произношения простых звуков, на произнесение которых не требуется использования сложных артикуляционных приемов. Сначала отрабатывается произношение шипящих звуков, затем свистящих и т.д.
- Коррекция неправильного произношения. Если при постановке тех или иных звуков были обнаружены проблемы в их произношении, то осуществляется их коррекция. Для этого используются специальные логопедические методики, включающие перечень приемов и упражнений на отработку верного звукового произношения и его связи с другими сторонами речи и аспектами их функционирования.
Чтобы постановка звуков была успешно реализована, требуется наличие хорошо развитой подвижности речевого аппарата. Это отрабатывается артикуляционной гимнастикой, а также совершением простых грызущих движений (достаточно дать ребенку что-то погрызть в течение дня). Кроме того, отрицательно на звуковом произношении, сказывается наличие проблем со слухом и зрением. Любые отклонения требуют коррекции.