Метод воспитания – это метод, предполагающий достижение заданной воспитательной цели.
Сущность метода убеждения
В практике воспитания используются разнообразные методы воздействия на личность воспитанников. Методы воспитания оказывают воздействие на волю, сознание, поведение и чувства воспитанников, с целью выработки и воспитания у них желаемых качеств.
Убеждение (как метод воспитания в педагогике) – это определенное воздействие на личность воспитанника, его чувства, волю и поведение, с целью формирования и последующего закрепления у него положительных моральных качеств личности и устранение (минимизацию, коррекцию) отрицательных черт характера.
Использование метода убеждения в воспитании зависит от возраста детей, уровня их развития и ряда индивидуальных особенностей.
Признание метода убеждения как эффективного метода воспитания, относится к 20-м годам, когда он был впервые внедрен в воспитательную практику. Его педагогическая роль состоит в том, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности у детей, с пониманием ими общепризнанных норм и правил поведения в обществе, осознанием своего места в социуме и окружающей жизни.
Широкое использование метода убеждения в воспитании, связано с тем, что педагогика воспитания подчеркивает важность организации повседневной жизни и деятельности детей в органическом единстве с их нравственным развитием и расширением кругозора. Это все требует от педагога постоянной и систематической разъяснительной работы, в основе которой и заложен метод убеждения.
Как показывает воспитательная практика, метод убеждения весьма многогранен, он оказывает обширное педагогическое влияние на социализацию и развитие учащихся.
Таким образом, метод убеждения – это один из методов воспитания, выражающийся в глубоком и эмоциональном разъяснении сущности духовных и социальных правил, отношений и норм поведения, в развитии у подрастающего поколения сознания и понимания собственной роли в окружающем социуме.
Сущность метода убеждения состоит в том, что в его основу заложен содержательный механизм эмоционально окрашенной разъяснительной работы, которая реализуется посредством педагогического осуществления. Его конечным результатом является формирование у детей глубоких, твердых, осмысленных и эмоционально пережитых убеждений по разнообразным вопросам, имеющим отношение к познанию окружающего мира. То есть, по итогу применения педагогом метода убеждения, у детей должны быть сформированы конкретные основы поведения и сознания. В дальнейшем с опорой на эти основы у детей формируется устойчивая жизненная и гражданская позиция.
Метод убеждения используется для формирования у детей тех взглядов, которые ранее не имелись у них, а также с целью актуализации уже имеющихся.
Основа метода убеждения
Метод убеждения в воспитании представляет собой определенный путь воздействия на личность ребенка, посредством разъяснения ему фактов и явлений общественной и личной жизни. В основе метода убеждения заложен личный жизненный опыт педагога, сформировавшихся у него взглядов на определенные жизненные ситуации.
В современной воспитательной работе, метод убеждения является ведущим методом. Каждый педагог должен уметь правильно и грамотно использовать его в собственной профессиональной педагогической деятельности. В процессе работы с детьми необходимо следить за своим поведением, речью и поступками.
Главным «орудием» метода убеждения является «слово», которое содержит глубокий воспитательный смысл. Поэтому используя в своей работе «слово», каждый педагог должен помнить о его воспитательной силе.
Психологической основой метода убеждения в воспитании является принцип опережающего отражения.
Принцип опережающего отражения – это принцип, который предусматривает опережение отражений в создании детей тех поступков и действий, которые они только еще собираются совершить.
Опережающее отражение предполагает предварительное мысленное планирование и моделирование поступков детей. Педагог моделирует будущее поведение детей с опорой на имеющийся у них опыт, а также знания правил и норм поведения, принципы детской деятельности. Предпринимая определенные действия, ребенок в первую очередь руководствуется тем жизненным опытом, который у него имеется. Кроме того в основе его действий заложены моральные предписания и общественные требования к поведению. Именно поэтому очень важно формировать у детей сознательное отношение к своему поведению, предварительному осмыслению своих действий и поступков, обдумыванию их последствий.
При сопоставлении своих действий и поступков с общепринятыми нормами, ребенок должен понять и осознавать, как следует себя вести. Довольно часто во время этого сопоставления у детей возникают противоречия между тем как нужно поступить и тем как хочется. Задача педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок достиг необходимого уровня нравственного, интеллектуального, физического и эстетического развития. Только обладая всеми указанными качествами, личность способна поступать так, как требует общество без внутреннего противоречия. Напротив, у нее возникает стремление совершенствовать свои личностные качества и поведение.
Убеждение, как метод воспитания имеет конкретные средства, используемые педагогом в рамках воспитательного процесса.
Основные средства убеждения, как метода воспитания:
- учебная деятельность;
- индивидуальные и коллективные разъяснительные беседы;
- тематические вечера;
- тематические конференции;
- диспуты;
- встречи с интересными людьми и деятелями.
Тематика мероприятий может быть разнообразной. Однако, как показывает практика, большим воспитательным потенциалом обладают нравственные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д. темы.
Таким образом, глубокая содержательность и эмоциональность убеждений способствует развитию сознательности детей и действенному формированию у них личностных черт и качеств и придает воспитанию подлинно гуманистический характер.