Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типы и формы уроков обществознания

Определение 1

Обществознание – это совокупность теоретических концепций различных научных дисциплин, совместное использование которых позволяет исследовать все стороны общественного развития.

Урок обществознания – это дисциплина, дающая учащимся представление об общественном устройстве и базовых понятиях ряда общественных наук: философии, социологии, политологии, экономики, права и т. д.

Особенности построения современного урока обществознания

Чтобы ознакомление с общественным устройством принесло положительные результаты требуется ответственно подойти к организации учебного занятия.

Модель урока обществознания должна основываться на следующих положениях:

  1. Иметь оптимальный и четкий алгоритм прохождения т.е. состоять из последовательных стадий.
  2. Каждый этап должен иметь уникальное, нестандартное содержание.
  3. Все стадии прохождения урока должны быть взаимосвязаны между собой. Недопустимо, чтобы цель прохождения урока и итоги его прохождения не соответствовали друг другу.
  4. Работа учащихся на уроке должна носить деятельностный характер, способствовать проявлению креативности и творческой самореализации.

Исходя из модели построения урока по обществознанию можно выделить основные стадии его прохождения:

  1. Постановка цели учебного занятия. На этой стадии проводится организация работы на уроке: ставится цель, выдвигаются задачи, которые нужно выполнить для достижения целей урока, формируется содержание.
  2. Основная часть урока. На этой стадии происходит выбор методов и приемов, а также средств и форм прохождения учебного занятия. Они должны быть направлены на реализацию, поставленной цели урока. В зависимости от избранного типа урока, осуществляется выбор способов его реализации.
  3. Проведение мониторинга и оценки деятельности учеников на уроке, отражающей достижение цели.
Замечание 1

Уроки обществознания на современном этапе общественного развития должны проходить в увлекательной для учащихся форме, вызывать их интерес к познанию и иметь актуальное содержание, отражающее текущие тенденции общественного развития.

«Типы и формы уроков обществознания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чтобы построить качественный и продуктивный урок по обществознанию предполагается применять современные образовательные технологии, информационные средства, применять разнообразные типы уроков и приемы индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой работы.

Перед построением урока, педагог прибегает к планированию и прогнозированию его прохождения. Планирование можно проводить посредством применения технологических карт.

На уроке целесообразно применять разнообразные организационные формы, создавать проблемные ситуации и учитывать взаимосвязь дисциплины с другими научными концепциями и направлениями.

Если в процессе познания учащимся давать большую самостоятельность в выражении своей точки зрения, взглядов на исследуемую тему, то продуктивность урока и вероятность достижения поставленных целей достигнет более высокого уровня.

Хорошо, если урок, а точнее информация, сообщаемая на нем, связывается с жизнью и личным опытом учащихся, отражает общественное развитие в данный временной момент и помогает обогатить социальный и культурный опыт учащихся.

Типы и виды уроков по обществознанию

Уроки по обществознанию различаются по типам и формам их организации, а также существует большое видовое разнообразие таких уроков.

Форма урока обществознания – это способ его организации, включающий построение системы взаимодействия между педагогом и учащимися, формирование пространства и условий прохождения урока.

Тип урока обществознания – это разновидность урока, определяемая его целевым назначением, предполагающим выполнения ряда действий педагогом и учащимися для достижения, поставленной цели.

Вид урока обществознания – это приемы и способы организации урока, помогающие достичь его целевого назначения.

Каждому типу урока может соответствовать несколько его видов и определенная форма организации.

Выделяют следующие типы уроков:

  1. Урок открытия нового знания. Такой урок может проходит в виде лекции, постановки проблемной ситуации, организации экскурсии, похода, прогулки, поездки, проведение экспедиции. Также урок может быть построен в виде игры, беседы, конференции, мультимедийного занятия, организации встречи с интересными людьми. Новый материал обычно предполагает изучения во фронтально-индивидуальной форме.
  2. Урок рефлексии. На данном уроке проходит обобщение и систематизация познавательной информации. Он может быть проведен в виде организации ролевых и деловых игр, проведения диалогов, интервью, презентации, дискуссии. Такие уроки также проходят во фронтально-индивидуальной форме.
  3. Урок общеметодологической направленности. Здесь основной целью занятия выступает развития конкретных навыков и умений практического характера. Он может проходит в виде организации конкурса, консультации, экскурсии, конференции, игры, телепередачи, диспута, упражнения или тренинга. Форма прохождения учебного занятия является индивидуально-групповой.
  4. Урок мониторинга и контроля. Здесь предполагается оценить и проанализировать успешность усвоения знаний и формирования навыков. На уроке могут быть проведены письменные работы, даны контрольные устные и письменные задания, проведены опросы, викторины, конкурсы, турниры, олимпиады, тестирования, аукционы, проведена проверка выполнения проектов, зачитаны доклады и рефераты. По форме прохождения такие виды уроков могут быть организованы, как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Все уроки по обществознанию, независимо от их типа и вида направлены на воспитание гражданских качеств личности. Они должны помочь учащимся осознать свое место в социуме, свою важность и значимость для него. Это помогает воспитать чувство долга и ответственности перед Родиной, выработать гражданскую позицию и мировоззрение, идеологию и ценностные ориентации своей жизнедеятельности.

Уроки по обществознанию помогают развитию творческого потенциала личности, ее самостоятельности, умения проявлять инициативу, реализовать себя и свои способности в дальнейшей общественной жизнедеятельности.

Дата последнего обновления статьи: 09.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot