Обществознание – это совокупность теоретических концепций различных научных дисциплин, совместное использование которых позволяет исследовать все стороны общественного развития.
Урок обществознания – это дисциплина, дающая учащимся представление об общественном устройстве и базовых понятиях ряда общественных наук: философии, социологии, политологии, экономики, права и т. д.
Особенности построения современного урока обществознания
Чтобы ознакомление с общественным устройством принесло положительные результаты требуется ответственно подойти к организации учебного занятия.
Модель урока обществознания должна основываться на следующих положениях:
- Иметь оптимальный и четкий алгоритм прохождения т.е. состоять из последовательных стадий.
- Каждый этап должен иметь уникальное, нестандартное содержание.
- Все стадии прохождения урока должны быть взаимосвязаны между собой. Недопустимо, чтобы цель прохождения урока и итоги его прохождения не соответствовали друг другу.
- Работа учащихся на уроке должна носить деятельностный характер, способствовать проявлению креативности и творческой самореализации.
Исходя из модели построения урока по обществознанию можно выделить основные стадии его прохождения:
- Постановка цели учебного занятия. На этой стадии проводится организация работы на уроке: ставится цель, выдвигаются задачи, которые нужно выполнить для достижения целей урока, формируется содержание.
- Основная часть урока. На этой стадии происходит выбор методов и приемов, а также средств и форм прохождения учебного занятия. Они должны быть направлены на реализацию, поставленной цели урока. В зависимости от избранного типа урока, осуществляется выбор способов его реализации.
- Проведение мониторинга и оценки деятельности учеников на уроке, отражающей достижение цели.
Уроки обществознания на современном этапе общественного развития должны проходить в увлекательной для учащихся форме, вызывать их интерес к познанию и иметь актуальное содержание, отражающее текущие тенденции общественного развития.
Чтобы построить качественный и продуктивный урок по обществознанию предполагается применять современные образовательные технологии, информационные средства, применять разнообразные типы уроков и приемы индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой работы.
Перед построением урока, педагог прибегает к планированию и прогнозированию его прохождения. Планирование можно проводить посредством применения технологических карт.
На уроке целесообразно применять разнообразные организационные формы, создавать проблемные ситуации и учитывать взаимосвязь дисциплины с другими научными концепциями и направлениями.
Если в процессе познания учащимся давать большую самостоятельность в выражении своей точки зрения, взглядов на исследуемую тему, то продуктивность урока и вероятность достижения поставленных целей достигнет более высокого уровня.
Хорошо, если урок, а точнее информация, сообщаемая на нем, связывается с жизнью и личным опытом учащихся, отражает общественное развитие в данный временной момент и помогает обогатить социальный и культурный опыт учащихся.
Типы и виды уроков по обществознанию
Уроки по обществознанию различаются по типам и формам их организации, а также существует большое видовое разнообразие таких уроков.
Форма урока обществознания – это способ его организации, включающий построение системы взаимодействия между педагогом и учащимися, формирование пространства и условий прохождения урока.
Тип урока обществознания – это разновидность урока, определяемая его целевым назначением, предполагающим выполнения ряда действий педагогом и учащимися для достижения, поставленной цели.
Вид урока обществознания – это приемы и способы организации урока, помогающие достичь его целевого назначения.
Каждому типу урока может соответствовать несколько его видов и определенная форма организации.
Выделяют следующие типы уроков:
- Урок открытия нового знания. Такой урок может проходит в виде лекции, постановки проблемной ситуации, организации экскурсии, похода, прогулки, поездки, проведение экспедиции. Также урок может быть построен в виде игры, беседы, конференции, мультимедийного занятия, организации встречи с интересными людьми. Новый материал обычно предполагает изучения во фронтально-индивидуальной форме.
- Урок рефлексии. На данном уроке проходит обобщение и систематизация познавательной информации. Он может быть проведен в виде организации ролевых и деловых игр, проведения диалогов, интервью, презентации, дискуссии. Такие уроки также проходят во фронтально-индивидуальной форме.
- Урок общеметодологической направленности. Здесь основной целью занятия выступает развития конкретных навыков и умений практического характера. Он может проходит в виде организации конкурса, консультации, экскурсии, конференции, игры, телепередачи, диспута, упражнения или тренинга. Форма прохождения учебного занятия является индивидуально-групповой.
- Урок мониторинга и контроля. Здесь предполагается оценить и проанализировать успешность усвоения знаний и формирования навыков. На уроке могут быть проведены письменные работы, даны контрольные устные и письменные задания, проведены опросы, викторины, конкурсы, турниры, олимпиады, тестирования, аукционы, проведена проверка выполнения проектов, зачитаны доклады и рефераты. По форме прохождения такие виды уроков могут быть организованы, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Все уроки по обществознанию, независимо от их типа и вида направлены на воспитание гражданских качеств личности. Они должны помочь учащимся осознать свое место в социуме, свою важность и значимость для него. Это помогает воспитать чувство долга и ответственности перед Родиной, выработать гражданскую позицию и мировоззрение, идеологию и ценностные ориентации своей жизнедеятельности.
Уроки по обществознанию помогают развитию творческого потенциала личности, ее самостоятельности, умения проявлять инициативу, реализовать себя и свои способности в дальнейшей общественной жизнедеятельности.