Направления воспитания детей дошкольного возраста
В современной дошкольной педагогике при организации процесса воспитания детей выделены определённые направления, позволяющие более подробно рассматривать задачи, методы и средства воспитания. К таковым относится: процесс умственного воспитания, нравственного, трудового, физического, художественно-эстетического воспитания, а также в некоторых исследованиях рассматривается процесс экологического и правового воспитания.
Прослеживается тесная взаимосвязь между представленными выше направлениями воспитания детей дошкольного возраста, но, между тем, в литературных источниках каждому направлению воспитания соответствуют свои специфические задачи.
Задачи физического воспитания дошкольников
Данное направление в воспитании детей дошкольного возраста является ведущим в современных дошкольных образовательных организациях. В задачи физического воспитания дошкольников входит:
- охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма;
- совершенствование функционального состояния организма ребёнка на каждом этапе дошкольного детства.
В ходе физического воспитания формируются двигательные навыки, умения и физические качества детей, развивается интерес к доступным видам деятельности. Именно поэтому чрезвычайно важна стимуляция и обогащение двигательного опыта ребёнка, формирование правильной осанки, развитие физических качеств – гибкости, ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Задачи умственного воспитания дошкольников
Важным структурным компонентом умственного воспитания является речевое развитие ребёнка. В соответствии с этим решаются задачи обогащения и активизации словаря детей, проводится работа по формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм речи. Кроме данных задач, формируется интерес детей к составлению рассказов, описаний, пересказов.
Не менее важным направлением умственного воспитания дошкольников является развитие логического мышления, в ходе которого совершенствуются приёмы сравнения, устанавливаются доступные ребёнку причинно-следственные связи, анализируются факты, явления, события.
Задачи нравственного воспитания дошкольников
Среди задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно выделить:
- формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику;
- совершенствование культурно-гигиенических навыков;
- формирование личностных качеств – ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к окружающим людям, животным;
- воспитание стремления совершать хорошие поступки и воздержания от недозволенных поступков;
- формирование справедливой оценки собственных поступков и действий сверстника.
В ходе нравственного воспитания развиваются нравственные чувства детей, воспитываются нравственные привычки, формируются нравственные суждения и оценки.
Задачи эстетического воспитания дошкольников
Осуществление эстетического воспитания в дошкольном возрасте позволяет формировать чувство прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие. Использование музыки, изобразительного искусства художественной литературе в процессе воспитания дошкольников позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания дошкольников.
Задачи трудового воспитания
В процессе систематического трудового воспитания, осуществляемого с первых дней пребывания ребёнка в детском саду, решаются следующие задачи:
- формируются представления дошкольников о труде взрослых и общественном значении труда;
- воспитывается уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к результату труда;
- формируются трудовые навыки, положительные взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.