Воспитание японских детей осуществляется в соответствии с традициями. Практически с рождения воспитание детей осуществляется по гендерному признаку: используются различные подходы в воспитании и методика воспитания.
Возрастные периоды в воспитании японских детей
Вся система воспитания детей строится в соответствии с тремя этапами.
-
На первом этапе (с рождения до 5 лет) – «Император» - на данном возрастном этапе ребёнку ничего не запрещают, для обеспечения безопасности ребёнка проводятся предупреждающие беседы. Если ребёнком получена травма, то это является виной мамы, она просит прощения у ребёнка.
Пары общаются с детьми во время прогулок в выходные дни. На этом возрастном этапе используются спокойные интонации, физические наказания неприемлемы. Используется методика «отчуждения», характеризующаяся полным отрывом от семьи и общества. Данная методика успешна, так как в Японии огромное значение имеют коллективы, а не отдельные индивидуумы. На данном этапе не используется порицание. Такое воспитание несёт возникновение черт избалованности и капризности детей, но это только до наступления следующего возрастного периода.
-
Второй этап (с 5 лет до 15 лет) – «Раб». На данном этапе заканчиваются поблажки, превалирует жёсткая дисциплина. Чёткими рамками обозначается поведение и внешний вид ребёнка. В этот период дети усваивают, что они являются членами общества, равными между собой. Акцентирование внимания на финансовом положении семьи и происхождении приводит к дальнейшему разъяснению, что это не является приоритетным.
-
Третий период (с 15 лет и далее) – «Равный». Данный период является важным в воспитании ребёнка, который уже может нести ответственность за совершённые поступки, что ведёт к неукоснительному соблюдению норм и правил общества. В учебных заведениях несоблюдение традиций ведёт к жёсткому порицанию. В свободное время дети могут осуществлять свободу выбора – в одежде, увлечениях.
Раннее развитие
В Японии ведущей идеей воспитания ребёнка раннего возраста является его раннее развитие. Данная идея изложена в книге М. Ибука «После трёх уже поздно». До трёх лет происходит формирование основ личности. Обучение детей происходит гораздо быстрее, соответственно, основной задачей родителей является создание условий для реализации способностей ребёнка. В воспитании детей раннего возраста реализуется следующие принципы:
- стимуляция познания через развитие интереса ребёнка,
- воспитание характера,
- развитие творческих способностей и различных необходимых навыков.
Детские сады в Японии
В традиционной японской семье до трёхлетнего возраста воспитанием ребёнка занимается мать. Воспитание в яслях, которые существуют в Японии, не приветствуется, в этом случае поведение матери рассматривается как эгоистическое, порицается обществом.
В Японии распространена сеть детских садов, которые являются либо государственными, либо частными.
Хойкуэн – государственные ясли, туда принимаются дети от трёх месяцев. Время работы – с 8 утра до 6 вечера, также они осуществляют работу по субботам (первая половина дня). Для поступления в данный детский сад нужны веские причины, к примеру, предоставляется документ о том, что родители работают более 4-х часов в день. Оплата существенно зависит от дохода семьи.
Етиэн – государственные и частные детские сады, время нахождения ребёнка не более 7 часов в день, обычно дети в таких детских садах находятся с 9 утра до 2 дня.
Элитные детские сады организуются при престижных университетах. В таких детских садах будущее детей уже предопределено – после окончания детского сада – учёба в университетской школе, а затем – поступление без экзаменов в Университет, по окончании которого получается диплом, который является гарантией получения престижной и высокооплачиваемой работы. По этой причине в такие детские сады проводится сложное тестирование, кроме того, обучение платное, не каждая семья может себе это позволить.
Особенности воспитания детей в детском саду
Воспитание детей в детских садах имеет свою специфику, отличную от российских детских садов. Кратко перечислим основные особенности:
- наличие скромной обстановки в детском саду;
- тщательно разработанное меню с использованием молочных продуктов, овощей и фруктов;
- малочисленные группы (6-8 человек) с постоянным переформированием раз в полгода – обеспечивает широкую социализацию ребёнка;
- постоянная смена воспитателей для того, чтобы не зарождались привязанности;
- подготовка к школе является важной задачей, но она не основная, воспитание является основной задачей, ребёнка учат вести себя в коллективе.