Семья – общественная единица
Начальной единицей в структуре общества является семья. В семье закладываются основы личности. Основные функции семьи заключаются в деторождении и воспитании детей. Семья – это не дом как помещение, где он живет, а это чувства, ощущения, место, где ждут, любят, понимают и защищают. Семейное воспитание подразумевает систему воспитания и образования, складывающуюся в конкретной семье. Семейное воспитание — сложная и многогранная система (Рис.1). На него оказывают влияние наследственность, материально-экономическое положение, социальное положение, количество членов семьи, место проживания, отношение между всеми членами семьи и ребенком в частности. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Семейное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с социальным и школьным воспитанием.
Рис. 1
Содержание семейного воспитания разнонаправленно. В семье осуществляется, учитывая особенности возраста ребенка:
- физическое воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- умственное развитие,
- нравственное воспитание.
Родители дают знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике. Взрослые члены семьи помогают ребенку сформировать опыт творческой деятельности, выработать интеллектуальные навыки. Семейное воспитание формирует отношение у детей к миру, людям и жизни. Важно, что в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
Нравственное воспитание в семье
Важное место в семейном воспитании отводится нравственному воспитанию.
В первую очередь в семье происходи развитие таких качеств, как доброжелательность, внимание и милосердие к окружающим людям, честность и открытость, трудолюбие.
Во многих семьях сегодня реализуется религиозное воспитание, в котором особенным образом формируется отношение к жизни и смерти, прививается уважение к общечеловеческим ценностям, посредством которого дети приобщаются к традиционным обрядам.
Цель семейного воспитания заключается в формирование таких качеств личности, которые в дальнейшем помогут преодолевать трудности и преграды, встречающиеся в процессе жизнедеятельности. Родители являются первыми воспитателями и оказывают самое сильное влияние на детей.
У семейного воспитания есть свои специфические методы: личный пример и обсуждение, доверие и любовь, сопереживание, контроль и юмор, поручение, традиции и другие.
Физическое воспитание в семье
Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и подразумевает правильную организацию распорядка дня, регулярные занятия спортом, закаливание детского организма. Физиолог И.П. Павлов говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Режим дня особенно важен для детей. Правильное чередование различных видов деятельности помогает увеличить работоспособность ребенка, повышает внимательность, усидчивость.
Правильно организованный режим дня это:
- обеспечение достаточного по продолжительности сна с установленным временем подъема и отхода ко сну;
- регулярный прием пищи;
- определенное время приготовления уроков;
- выделение времени для отдыха на открытом воздухе, для творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
Пешеходные прогулки, длительные походы являются формами активного отдыха, помогающие рационально использовать свободное время для укрепления здоровья. Туристские походы формируют чувства коллективизма внутри семьи, ответственности, взаимопомощи. Походные трудности вырабатывают выдержку, настойчивость и выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети в процессе активного отдыха учатся видеть интересное и красивое в природе.
Интеллектуальное воспитание
Интеллектуальное семейное воспитание требует от родителей заинтересованного участия в обогащении детей знаниями, формировании у ребенка потребности в приобретении знаний и навыков. Интеллектуальное воспитание в семье реализуется с младенческого возраста. Это происходит, прежде всего, через игру. В процессе игры ребенок усваивает сенсорные эталоны, учится наблюдать за окружающей действительностью, расширяется его кругозор, развивается мышление и речь. Важно на этом этапе следить, чтобы все представления формулировались правильно, так как изменить у ребенка неправильно сложившееся первое представление трудно. Таким образом, родители готовят ребенка к предстоящему обучению, развивают желание и умение учиться. В более старшем возрасте родители должны культивировать желание ребенка учиться, узнавать новое.
Эстетическое воспитание в семье
Эстетическая составляющая семейного воспитания помогает развивать таланты и дарования детей, дает им представление о прекрасном, учит видеть и воспринимать прекрасное через искусство или природу. Современные средства культуры предоставляют большие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Именно поэтому в семье необходима разумная организация эстетического воспитания. Родителям важно вдумчиво выбирать, что полезно посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления. Когда дети начинают читать самостоятельно, необходимо поддерживать их интерес к чтению и руководить им, прививая вкус к произведениям русской и мировой литературы.
Трудовое воспитание и семья
Трудовое воспитание в семье закладывает основу их будущей жизни. Трудолюбивыми дети не рождаются, это качество должно воспитываться с раннего детства. Правильно организованный труд укрепляет физические силы и здоровье ребенка. Труд оказывает огромное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает в ребенке сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. Еще труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, задействованные в его трудовой деятельности. Для правильной организации трудового воспитания в семье необходимо придерживаться следующих правил:
- Труд детей должен быть посильным.
- Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам, так как принуждение отвращает.
- Давая поручения ребенку, необходимо четко объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенку необходимо понимать, какой результат должен быть достигнут.
- Труд и его результат должны нести положительные эмоции.
- Учите ребенка доводить начатую работу до конца, не торопите и не подгоняйте его, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
- Воспитывайте в ребенке уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
Только регулярное выполнение трудовых обязанностей способствует воспитанию у детей организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию.