Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система воспитания в «Свободной школьной общине» Г.Винекена

Идеи Г. Винекена

В книге «Школа и юношеская культура» Г. Винекен подробно изложил свои педагогические взгляды на процесс воспитания и обучения детей. В качестве опоры воспитательной системы он обозначил детскую и юношескую культуру, а не религиозный и государственный эталон, существовавший ранее. По мнению автору, отдельные школьные реформы не способны дать нужного педагогического эффекта, вследствии этого необходимо воспитывать по-новому. Такое новое воспитание должно было реализоваться в задуманной им «Свободной школьной общине» в Виккерсдорфе.

Идеи Г. Винекена

Современный эталон школьного образования и воспитания Винекен возводил на идее самоценности детства и юношества. Традиционная педагогика видит в этом только переходный шаг к совершеннолетней жизни и вовсе не принимает значимость данных периодов для человека. В связи с этим взрослые считают себя вправе навязывать молодым людям свое мировоззрение и собственный жизненный уклад. Это приводит к тому, что каждое поколение оставляет после себя только личное подобие, ставящее мир в тупик нескончаемого сходства. При этом испытывают страдания и молодость - вследствие насильного навязывания чуждого ей вида жизни, и зрелость - вследствие потребности неустанно отдавать себя детям. Для устранения видимых противоречий необходимо обозначить главной целью школы не подготовку к будущей жизни, а развитие особой культуры и жизненного стиля, свойственных молодости.

На мировоззрение Винекена большое влияние оказала его взаимосвязь с детскими и юношескими движениями и организациями. Он признавал и всячески поддерживал протест и борьбу молодежи против мещанства, против школьной тирании и извращенной городской жизни. В скором времени новый девиз «юношеской культуры», Винекен взял под собственную защиту. Он отчетливо понимал, что молодое поколение просто не хочет быть дополнением к взрослому обществу, а устремляется наполнить собственную жизнь изящным природосообразным содержанием, поиском новых форм молодежной деятельности, большей свободы и самостоятельности.

«Система воспитания в «Свободной школьной общине» Г.Винекена» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специфика «Свободной школьной общины»

«Свободная школьная община» была создана немецким педагогом-гуманистом Густавом Винекеном в 1906 году в Виккерсдорфе и действовала как среднее учебное заведение до 1933 года. Месторасположение на лоне природы позволяло причислить данное заведение числу так называемых «новых школ», которые активно начали развиваться в гуманистической педагогике XX века.

Однако следует заметить, что «Свободная школьная община» все же выделялась среди других учебно-воспитательных заведений прежде всего своей педагогической концепцией и внутренней структурой, которая позволяла учащимся лично улаживать вопросы школьной жизни, регулировать внутришкольные дела, принимать участие в организации собственного учения и отдыха. «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе стала своеобразным центром юношеской культуры, представляющим собой союз учителей и учащихся, объединенных единым эталоном образования.

Винекен проповедовал общественную педагогику, которая не сводится к культу отдельной личности ребенка и слепому следованию за его интересами и желаниями, а требует предусматривать их при организации воспитательного процесса в общине, формировании у детей умения взаимодействовать друг с другом без противопоставления интересов личности и коллектива.

Гуманистическая тенденция воспитательной системы в Виккерсдорфе проявила себя сразу же при постановке главной цели: воспитание высоконравственной, свободной, разумной и культурной личности. В соответствии с данной идеей не может быть приемлемо насилие, авторитарный стиль взаимоотношений, подавление личностной инициативы.

В работе «Новая молодежь» Г.Винекен сформулировал и основной принцип воспитательной системы - принцип обоюдного уважения интересов педагогов и учеников. Каждый ученик в Виккерсдорфе имел право открыто выражать свое мнение, связанное с вопросами школьной жизни, защищать и отстаивать свои взгляды. Такой стиль жизни, по мнению Винекена, может содействовать претворению в жизнь стремления каждого воспитанника к нравственному совершенствованию не на словах, а на деле.

Следующим основополагающим принципом организации школьной жизни стал принцип свободы, опирающийся на независимую деятельность детей и подростков. Но данная свобода не значила освобождение от учебных занятий, трудовой работы и дисциплины, необходимых для организации внутришкольной жизни. Речь идет о свободе от слепой веры в авторитет, о свободе во время выяснения общешкольных дел. В таком случае изменяется и позиция воспитателя - он становится равноправным другом.

В Виккерсдорфе уделялось много времени формированию нравственного эталона учащихся в ходе художественно-творческой работы. Винекен считал, что эстетика провоцирует учащихся к интенсивной умственной работе, нравственному и физическому совершенствованию, воспитывает чувство гуманизма, любовь к родине и уважение ко всем народам. Но все это возможно только при соединении процесса формирования эстетического вкуса с практической художественной деятельностью самих детей. Формы организации были весьма разнообразными, но особое место занимали школьный театр и драматизация. Воспитанию художественного вкуса в большой степени способствовали и занятия изобразительным искусством и музыкой.

Заботясь о гармоничном развитии учащихся, педагоги уделяли много внимания организации спортивных занятий, игр и планомерному физическому воспитанию. День за днем в любую погоду ребята делали утреннюю зарядку. Особенно увлекательно проходили походы, помогающие расширить кругозор и приучающие к заботе друг о друге.

Вся организация жизни в Виккерсдорфе способствовала развитию детской активности и самостоятельности.

Структура детского самоуправления

Во главе всей школьной организации стояла так называемая «школьная община», в которую входили все ученики и учителя. Право голоса имел абсолютно каждый, однако вес голосов учащихся различался в зависимости от возраста. Ежемесячно проводились общие собрания для обсуждения и решения важных вопросов.

В Виккерсдорфе принимали значимость слова и дела каждого члена общины на благо общего дела, которое совершалось не и-за страха перед школьным судом, а в силу чувства ответственности перед школой и друзьями. Школьные суды, по мнению Винекена, не в состоянии были содействовать формированию справедливых взаимоотношений между ребятами. В связи с эти имитацию государственных структур в общине он считал игрой, в которой все воспитанники исполняли роли взрослых.

Школьная община рассматривала разные вопросы, касающиеся правил проживания, организации жизни школы, хозяйственных дел, планов на будущее. Однако некоторые вопросы находились в ведении учительской коллегии: о школьной форме, о каникулах, о расходе средств на дела школы и другие.

Ежедневное самоуправление осуществлялось советом общины, который совместно с двумя директорами, попечительским советом и учительской коллегией решал все текущие дела. Совет избирался из учащихся трех старших классов, собравших минимум две трети голосов на общем собрании. Неизменными членами совета являлись его председатель, заместитель и секретарь. Они избирались школьной общиной открытым голосованием сроком на 1 год. Помимо решения общих вопросов совет исполнял функции особого суда, разрешая споры, возникавшие между воспитанниками. Но при этом он не обсуждал нарушения дисциплины и вовсе не применял наказания.

Так, в Виккерсдорфе сформировалась эффективная система самоуправления, которая предоставляла детям большие права в организации школьной жизни. А жизнь эта строилась согласно с общинными принципами взаимного уважения, взаимопомощи, доброжелательности, честности, ответственности за выполняемое дело перед остальными членами общины.

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot