Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принцип природосообразности

Понятие природосообразности

Определение 1

Природосообразность в общем значении выражается в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.

В античной науке даже не предполагалось, что воспитание может быть оторвано от природных оснований. Затем был длительный период забвения этой идеи. Возрождением идея природосообразности обязана Каменскому, который доказательно раскрыл ее значение в воспитании.

Принцип природосообразности предусматривает порядок воспитания, заимствованный у природы.

Составляющие природосообразности

Коменским были рассмотрены все природные основания воспитания, и сделаны выводы о их здравом смысле и научной логике. Рассмотрим основные составляющие принципа природосообразности.

  • Своевременность. В природе ничего не происходит несвоевременно. Природа очень тщательно приспосабливается к правильному и удобному времени. При этом природа действует постепенно.

  • Подготовка. Природа, прежде чем придать форму, подготавливает себе материал. Природа избирает для воздействия подходящий предмет или подготавливает его надлежащим образом, чтобы он стал подходящим.

  • Поэтапность и последовательность. Природа выполняет свои действия по отдельности, не смешивая их, делая это в определенной последовательности. Любое действие природа начинает изнутри. Поэтому если педагог будет влиять на корень знания - интеллект, то жизненная сила разума перейдет в память, и появятся плоды - пользование знаниями и опытность в деятельности. Любое формирование природа начинает с общего и заканчивает особенным. Она не делает скачков, а идет вперед постепенно. Природа всегда переходит от легкого к более трудному.

  • Завершенность. Природа не останавливается, начав что-либо, пока не доведет начатое до конца.

  • Избегание вредного. Природа очень тщательно избегает всего вредного и противоречивого и никогда не использует негодный материал.

  • От материи к форме. Природа стремится так расположить материю, чтобы она стремилась к образованию формы. Поэтому плохо насильно принуждать к учению. Еще Сократ говорил: «Будешь любить знание - будешь много знать».

  • Отсутствие лишнего. Природа себя излишне не обременяет. Она довольствуется немногим. Например, не выводится двух птенцов из одного яйца, удовлетворяясь одним, но качественным.

  • Медленное движение. Природа подвигается вперед медленно и никогда не спешит. Для быстрого высиживания птенцов, птица не бросает яйца на солнце, а очень медленно согревает их своим естественным теплом.

  • Польза. В природе ничего не производится из того, польза чего не является очевидной. Природа не пренебрегает ничем из того, что может быть полезным в будущем для того, что она создает.

  • Единообразие. Природа действует единообразно во всем. Каков на дереве один из множества листочков, такие и остальные, какими листья были в этом году, точно такими же они будут и в году следующем.

  • Основательность. Природа не будет ничего творить без твердого основания, без корневища. Основания при этом должны закладываться глубоко. Дерево стоит тем крепче, чем глубже пускает свои корни, в противном случае можно легко его вырвать.

  • Непрерывное движение вперед. Природа постоянно движется вперед, никогда не останавливается и не берется за новое, бросая то, что начала. При формировании зародыша все то, с чего начинается развитие организма, – голова, сердце, нога и прочее, – все остается и только доводится до совершенства в развитии.

  • Взаимосвязанность. В природе все соединено постоянными связями. Она соединяет один член – с другим, нерв – с нервом и так далее.

  • Пропорциональность. Природа сохраняет в своих произведениях пропорцию в качественном и количественном отношениях.

«Принцип природосообразности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Природосообразность в педагогике

В педагогике чуждым является то, что не свойственно натуре определенного ребенка. С одними детьми надо обращаться одним образом, с иными по-другому. Иной ребенок к музыкальным наукам не расположен, а в остальном же способен к обучению. У каких-то детей наоборот. Не следует толкать ребенка туда, куда не влекут способности.

Учитель является только помощником природы, а не владыкой. Он образователь ребенка, а не его преобразователь. Если педагог видит, что ребенок принимается за дело без достаточных способностей к нему, не следует подгонять его вперед. Если учеников не принуждать к учению против их воли, то ничего не будет вызывать у них отвращения и притуплять силу мысли. Тогда ребенок будет легко идти вперед в том направлении, в котором его влечет скрытый инстинкт, и на своем месте будет служить человеческому обществу с пользой.

Замечание 1

Для воспитания человека требуется профессиональная подготовка педагога. У неопытного садовника, большая часть растений как правило погибает, а если что-то и вырастает, то скорее благодаря случайности, чем искусству.

Дата последнего обновления статьи: 12.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot