Понятие природосообразности
Природосообразность в общем значении выражается в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.
В античной науке даже не предполагалось, что воспитание может быть оторвано от природных оснований. Затем был длительный период забвения этой идеи. Возрождением идея природосообразности обязана Каменскому, который доказательно раскрыл ее значение в воспитании.
Принцип природосообразности предусматривает порядок воспитания, заимствованный у природы.
Составляющие природосообразности
Коменским были рассмотрены все природные основания воспитания, и сделаны выводы о их здравом смысле и научной логике. Рассмотрим основные составляющие принципа природосообразности.
-
Своевременность. В природе ничего не происходит несвоевременно. Природа очень тщательно приспосабливается к правильному и удобному времени. При этом природа действует постепенно.
-
Подготовка. Природа, прежде чем придать форму, подготавливает себе материал. Природа избирает для воздействия подходящий предмет или подготавливает его надлежащим образом, чтобы он стал подходящим.
-
Поэтапность и последовательность. Природа выполняет свои действия по отдельности, не смешивая их, делая это в определенной последовательности. Любое действие природа начинает изнутри. Поэтому если педагог будет влиять на корень знания - интеллект, то жизненная сила разума перейдет в память, и появятся плоды - пользование знаниями и опытность в деятельности. Любое формирование природа начинает с общего и заканчивает особенным. Она не делает скачков, а идет вперед постепенно. Природа всегда переходит от легкого к более трудному.
-
Завершенность. Природа не останавливается, начав что-либо, пока не доведет начатое до конца.
-
Избегание вредного. Природа очень тщательно избегает всего вредного и противоречивого и никогда не использует негодный материал.
-
От материи к форме. Природа стремится так расположить материю, чтобы она стремилась к образованию формы. Поэтому плохо насильно принуждать к учению. Еще Сократ говорил: «Будешь любить знание - будешь много знать».
-
Отсутствие лишнего. Природа себя излишне не обременяет. Она довольствуется немногим. Например, не выводится двух птенцов из одного яйца, удовлетворяясь одним, но качественным.
-
Медленное движение. Природа подвигается вперед медленно и никогда не спешит. Для быстрого высиживания птенцов, птица не бросает яйца на солнце, а очень медленно согревает их своим естественным теплом.
-
Польза. В природе ничего не производится из того, польза чего не является очевидной. Природа не пренебрегает ничем из того, что может быть полезным в будущем для того, что она создает.
-
Единообразие. Природа действует единообразно во всем. Каков на дереве один из множества листочков, такие и остальные, какими листья были в этом году, точно такими же они будут и в году следующем.
-
Основательность. Природа не будет ничего творить без твердого основания, без корневища. Основания при этом должны закладываться глубоко. Дерево стоит тем крепче, чем глубже пускает свои корни, в противном случае можно легко его вырвать.
-
Непрерывное движение вперед. Природа постоянно движется вперед, никогда не останавливается и не берется за новое, бросая то, что начала. При формировании зародыша все то, с чего начинается развитие организма, – голова, сердце, нога и прочее, – все остается и только доводится до совершенства в развитии.
-
Взаимосвязанность. В природе все соединено постоянными связями. Она соединяет один член – с другим, нерв – с нервом и так далее.
-
Пропорциональность. Природа сохраняет в своих произведениях пропорцию в качественном и количественном отношениях.
Природосообразность в педагогике
В педагогике чуждым является то, что не свойственно натуре определенного ребенка. С одними детьми надо обращаться одним образом, с иными по-другому. Иной ребенок к музыкальным наукам не расположен, а в остальном же способен к обучению. У каких-то детей наоборот. Не следует толкать ребенка туда, куда не влекут способности.
Учитель является только помощником природы, а не владыкой. Он образователь ребенка, а не его преобразователь. Если педагог видит, что ребенок принимается за дело без достаточных способностей к нему, не следует подгонять его вперед. Если учеников не принуждать к учению против их воли, то ничего не будет вызывать у них отвращения и притуплять силу мысли. Тогда ребенок будет легко идти вперед в том направлении, в котором его влечет скрытый инстинкт, и на своем месте будет служить человеческому обществу с пользой.
Для воспитания человека требуется профессиональная подготовка педагога. У неопытного садовника, большая часть растений как правило погибает, а если что-то и вырастает, то скорее благодаря случайности, чем искусству.