Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание – это совместная деятельность педагогов и воспитанников, которая направлена на формирование эстетической культуры.
Понятие эстетическое воспитание производное от термина эстетика. Эстетика - это наука о прекрасном. А эстетическое воспитание, в свою очередь, это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного. Эстетика тесно связана с искусством, с художественным отражением реальности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное и творить его.
Сущность эстетического воспитания – это организация различной художественно-эстетической деятельности воспитанников, которая направлена на:
- развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;
- выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов;
- развитие творческих задатков и способностей в искусстве.
Эстетическое воспитание осуществляется посредством искусства, поэтому оно должно охватывать изучение и приобщение воспитанников к разным проявлениям искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Поэтому не случайно включение в школьную программу литературы, изобразительного искусства и музыки. Важной стороной эстетического воспитания является познание прекрасного в повседневной жизни, в окружающей природе, в нравственном облике и поведении человека. Еще одной важной стороной эстетического воспитания является направленность на личностное развитие.
Важные компоненты эстетического воспитания следующие:
- Развитие художественных восприятий. Они должны охватывать широкий спектр эстетических явлений.
- Овладение знаниями, направленными на понимание искусства, умение выражать свое мнение по вопросам художественного отражения реальности. Результатом этого становится умение анализировать содержание, нравственную и эстетическую стороны искусства.
- Формирование художественного вкуса. Это помогает в последующем воспринимать и переживать прекрасное, чувствовать красоту и гармонию произведений искусства, повышать культуру поведения.
- Художественное творчество. Приобщение к творчеству способствует развитию склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.
Результат эстетического воспитания представлен на рисунке 1.
Рис.1
Методология эстетического воспитания
Эстетика помогает раскрыть природу эстетического в разных сферах жизни. Она изучает общие принципы эстетического освоения мира и исследует законы эстетической деятельности человека.
Эстетический вкус связан с восприятием предметов, явлений или цельное восприятие произведений искусства. Восприятие и оценка едины. Оценка зависит от эстетических ценностей личности. Эстетический вкус позволяет объективно оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Характерные черты эстетического вкуса - это чувство меры, гибкость и устойчивость оценок, многосторонность восприятия.
Задача эстетического воспитания – формировать эстетический идеал.
Прекрасное, по своей сути есть жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал – это образ совершенства.
Для эстетического освоения мира необходима практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведения, эстетическо-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность – это две взаимосвязанных направления педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом формируется его эстетическое отношение к действительности. Методами эстетического воспитания являются:
- разъяснение;
- анализ произведений искусства, предметов и явлений;
- решение эстетических задач;
- упражнения в искусстве;
- положительный пример;
- поощрение и т.д.
Формы эстетического воспитания:
- беседы;
- лекции на эстетические темы;
- кинолектории;
- вечера поэзии;
- встречи за круглым столом;
- дискотеки и танцевальные вечера.
Средства эстетического воспитания
В разнообразной эстетической деятельности применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются:
- познание,
- труд,
- игра,
- общение,
- природа,
- искусство,
- литература,
- бытовая обстановка.
Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания.
Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, воспитанник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия, так называемого живого созерцания.
Труд активно влияет на эстетическое развитие следующими путями: процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения. Человека радует результат его труда.
Эстетически-воспитательные возможности игр очень богаты. В них ярко проявляется гармония движений, обстановки, ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.
Коллективное общение отвечает духовным потребностям человека. Средствами общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты и практические действия. Они являются источником эстетического восприятия. Но средства общения должны отвечать требованиям эстетики.
Природа является богатейшим источником эстетических переживаний. Природа натуральна и подвижна, свежа и естественна, в ней присутствует обширный спектр красок. Природа облагораживает чувства, влияет на духовный облик человека.
Огромное влияние на духовный мир оказывает литература. В системе искусств она занимает ведущее положение. Литература создает яркие образы и помогает анализировать явления жизни.