Прямое и косвенное обучение
Выделяется две основные классификации видов обучения. Одна классификация носит истинно педагогический характер. Она делит обучение на две группы:
- прямое;
- косвенное.
При прямом обучении основной задачей является научить ребенка. В таком виде обучения присутствуют два субъекта обучающий и обучаемый. При этом педагог, который исполняет роль обучающего, знает о целях, задачах и системе обучения.
Широкое распространение прямое обучение получило в связи с тем, что позволяет дать определенное содержание большой группе в достаточно короткие сроки. Прямое обучение позволяет примерно в пятилетний срок получить знания, связанные со сложными профессиями. Следует отметить, что при прямом обучении разные по степени развития, уровню знаний группы могут получить один объем умений и знаний.
У этого вида обучения есть и недостатки. Основной недостаток заключается в том, что задача научить, поставленная педагогом, по сути, остается задачей педагога. Обучающие не принимают участия в процессе обучения. Обучающиеся дети не принимают на себя задачу научиться и не руководствуются ей.
Еще один недостаток прямого обучения заключается в позиции обучающегося в данном процессе. Подлинным субъектом обучения при таком подходе является педагог, а учащийся лишь выступает в качестве исполнителя. Таким образом, в обучении пропадает психологическое содержание. Учащийся, приобретающий новые знания в процессе прямого обучения, внутренне не меняется.
Прямое обучение достаточно энергоемко. Хотя время прямого обучения и сложность содержания могут быть не очень большими. Обучающийся в своей деятельности при таком подходе должен подчиняться огромному количеству правил, ограничений.
Противоположным прямому обучению является обучение косвенное. Результат косвенного обучения фактически представляет собой побочное явление в реализуемой субъектом деятельности.
Пример такого обучения изучение ребенком иностранного языка в процессе просмотра мультипликационных фильмов на этом языке. В косвенном обучении отсутствует явно выраженный обучающий. Это дает обучающемуся возможность, при обнаружении у себя новых способностей, чувствовать себя источником и субъектом обучения. Приобретенные в процессе косвенного обучения знания, умения, навыки практически невозможно забыть. Косвенное обучение требует от обучающихся значительно меньше усилий, чем прямое обучение.
Но и у этого вида обучения есть свои недостатки. Косвенное обучение очень сложно включить в организованный традиционный процесс обучения. Результат косвенного обучения трудно рефлексируются уже обучившимся. Бывает, что и человеку, и окружающим довольно трудно осознать результат косвенного обучения. Косвенное обучение занимает больше времени чем прямое.
Спонтанное и реактивное обучение
Существует другая классификация видов обучения, которая основана на позиции обучающегося:
- спонтанное обучение;
- реактивное обучение.
Данная классификация носит скорее психологический характер.
При спонтанном обучении ученик учится по собственной программе. Это выражается в желании учиться и присутствии мотива обучения. Он при этом является субъектом процесса обучения. Спонтанное обучение может возникнуть при условии, что у субъекта есть необходимость в трансформации себя. Процесс обучения субъект инициирует сам и сам контролирует результаты этого процесса. Спонтанное обучение дает очень хорошие и достаточно быстрые результаты. Но и это вид обучения имеет определенные ограничения. Существует риск развития человека в одном направлении, интересном для него. А часто изучение неинтересных вещей дает человеку новую точку для развития вне зоны его интересов.
В образовательных учреждениях, как правило, представлен другой вид обучения, названный реактивным обучением. При таком подходе обучение происходит по чужой программе.