Подходы к изучению истории социальной педагогики
Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием аспектов взаимодействия личности и социальной среды и организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированной на успешную социализацию личности.
Социальная педагогика занимается исследованием взаимодействия семьи, учебных учреждений и социальных институтов на протяжении разных этапов прохождения учебно-воспитательной деятельности.
Развитие данной научной отрасли до сих пор не исследовано. История не дает целостного представления о развитии социально-педагогического знания и конкретных этапов становления социальной педагогики не выявляется.
При исследовании истории развития отечественной социальной педагогики, все ученые сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих полноценное исследование данного вопроса. К ним относятся:
- Малый объем данных, узость источников, отражающих становление социальной педагогики и динамику ее развития, как научной отрасли.
- Социальная педагогика обладает междисциплинарным характером. Это требует привлечения разнообразных данных – документов, исторических справок, материала из разных областей социальной деятельности.
- Отсутствие специалистов, способных установить междисциплинарные связи и провести анализ различного материала, а также синтезировать его для формулирования определенных умозаключений и концепций формирования социально-педагогического знания.
- Относительно новое научное знание. Социальная педагогика выделилась в отдельную отрасль науки совсем недавно.
Данные проблемы привели к тому, что ученые ищут новые подходы к изучению вопроса становления социальной педагогики и этапов ее исторического развития.
В основу изучения истории социальной педагогики предлагается положить следующие подходы:
- Системный подход. Данный подход отражает рассмотрение социальной педагогики в качестве системного научного знания: наличие уровней, связей, системных отношений между социальной средой и личностью, теоретических взглядов и системы социального взаимодействия. Предполагается, что социальная педагогика, как общество, развивается циклично: все процессы и явления повторяются, но в новом качестве. Принцип цикличности социальных процессов подтверждает закономерность существования социальной педагогики, ее обусловленность т.е. возникновение социальной педагогики является следствием развития общества, которое вызвало возникновение противоречия между социальным и индивидуальным т.е. личность со своими потребностями и интересами вступает в противоречие с целостной социальной сферой.
- Формационный подход. Он основывается на рассмотрении социальной педагогики, как элемента развития общества т.е. социальная педагогика находится во взаимосвязи и во взаимодействии с политической, экономической средой общества. Когда происходит изменение условий функционирования общества, осуществляется смена общественных формаций, то происходит зарождение социальной работы, требующей ее рациональной организации и методологии. Это вызывает появление социальной педагогики.
- Цивилизационный подход. Он отражает развитие социальной педагогики, как следствия исторического и социокультурного развития общества. В данном подходе заложен культурный компонент развития социальной педагогики. Она возникает не только как следствие перехода общества но новую ступень, но и как итог культурного развития социальной сферы и ее потребности в организованной социальной деятельности. здесь, социальная педагогика является процессом, связанным с культурой, философией, менталитетом нации, историческим опытом воспитательной деятельности и внедрение национальных особенностей развития в общемировую культуру. Цивилизованный подход истории социальной педагогики отражает особенности социальной работы в той или иной социокультурной среде.
История развития социальной педагогики за рубежом
В развитии зарубежной теории и практики социальной педагогики можно выделить несколько основных этапов:
- Античность и средневековье. В этот период происходит постепенное зарождение педагогической науки. Осуществляется разработка теорий воспитания. Оно рассматривается как социальный процесс и социальное явление. Воспитание рассматривается как необходимость, как процесс развития ребенка с самого раннего возраста. Воспитание рассматривается как процесс, зависящий от природы ребенка и среды, в которой он живет и трудится.
- Эпоха Возрождения. В этот период происходит развитие теории гуманистического воспитания. Социальная среда рассматривается в качестве основы полноценного, гуманистического развития личности. Гуманные качества формируются только в социальной среде. Основной вклад в развитие гуманистического воспитания был внесен В. Да-Фельтре, открывшим первую школу интернат, в которой реализовывалось обучение гуманистической направленности.
- Период XVII-XIX веков. Он связан с выделением педагогики в самостоятельную науку и обособлении социальной педагогики в качестве ее отдельной отрасли. В конце XIX столетия социальная педагогика утверждается в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Основной вклад в ее обособление был внесен А. Дистервергом и П. Наторпом. Дистерверг обозначил социальную педагогику в качестве способа оказания педагогической помощи в конкретных социальных обстоятельствах. Это отражает наличие у социальной педагогики педагогического аспекта социального развития. Наторп считал социальную педагогику способом личностного развития молодого поколения. Она ориентирована на формирование у личности общественных начал и солидарных свойств. Его идеи были в дальнейшем развиты другими учеными, и социальная педагогика стала рассматриваться в качестве принципа воспитания.
- XX век – развитие социальной педагогики как самостоятельной науки. В это время, социальная педагогика развивается как наука и занимается решением проблем социального развития подрастающего поколения. Она исследует вопросы социального воспитания, оказания помощи и поддержки в социальном развитии детям разного социального статуса, уровня развития, условий жизнедеятельности. В Германии происходит становление профессионалов в области решения задач социальной педагогики: осуществляется подготовка первых социальных педагогов.