Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические аспекты изучения семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды

Семья как социальная система

Определение 1

Семья – это малая группа, отношения в которой построены на брачных узах и родственных отношениях.

Семья является социальным институтом самовоспроизводства общества. Отношения ее членов имеют эмоциональный аспект. Каждый член семьи имеет определенные права и обязанности и исполняет конкретную роль.

Семья играет в обществе важную функцию, связанную с воспитанием и развитием подрастающего поколения.

Замечание 1

Семейное воспитание выступает основой существования семьи и фундаментом развития подрастающего поколения. Оно реализуется родителями или попечителями ребенка.

Семья реализует заботу о детях и способствует их социальному становлению. Таким образом, социализация является основным направлением воспитательной роли семьи.

Определение 2

Социализация – это процесс приобщения ребенка к социальной жизнедеятельности, установкам и убеждениям социальной сферы, формирование мотивов и ценностей социального поведения, их принятие и следование им.

Социализация, как основная функция семьи, ориентирована на реализацию следующих направлений развития:

  1. Контроль за поведением детей и регулирование их импульсивного поведения.
  2. Оказание помощи и поддержки в личностном развитии ребенка. Ребенок познает устройство мира и законы социальной среды во взаимодействии с другими людьми. Так, ребенок познает культуру своего народа, усваивает нравственные основы социального поведения, формирует мотивы социальной деятельности, позволяющие существовать в социальной среде и устанавливать положительные социальные контакты.
  3. Поддержание социального порядка. Социальное становление личности необходимо для того, чтобы сохранит основы устройства общества, посредством формирования у ребенка социальной компетентности, его приспособления к социальной жизнедеятельности и следование правилам социального поведения.
«Теоретические аспекты изучения семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Семья представляет собой социальную систему. Она является микросредой, в которой действуют те же законы и правила, что в социальной сфере.

Как социальная система, семья является комплексным образованием, включающим разнообразные связи и взаимодействия, партнерские отношения, которые непрерывно развиваются и совершенствуются, имеют определенную специфику и, подвержены воздействию различных факторов: внутренних и внешних.

Семейные взаимоотношения характеризуются наличием прямых воздействий, оказываемых членами семьи друг на друга и косвенными воздействиями, когда отношения между отдельными членами семьи зависят от влияния другого члена семьи на них или его поведения.

Семья, как социальная система имеет свои определенные цели функционирования. К ним относятся:

  1. Создание системы продуктивных взаимоотношений между членами семьи. Здесь имеется в виду построение взаимодействия между детьми и родителями, которые позволяют создать условия для полноценного всестороннего развития личности ребенка, его социального становления.
  2. Формирование и укрепление власти родителей. Родители должны быть авторитетом для ребенка. Их советам дети должны следовать, к мнению прислушиваться, правила семейного быта соблюдать.
  3. Ориентация на долгосрочное развитие ребенка т.е. семья и ее условия должны обеспечивать полноценное развитие ребенка в течение длительного временного периода. Воспитательная функция семьи не является временной. Она непрерывна. Поэтому, семейное воспитание ориентировано на постоянное обоснование, объяснение чего-либо, формирование убеждений и воззрений подрастающего поколения.

Семейное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Семейное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы семейного воспитания

Семья является главной ячейкой социальной сферы. Она выступает субъектом социокультурного пространства, являясь его частью и, выполняя определенную функциональную роль в социальном и культурном развитии подрастающего поколения.

Семья выступает основным субъектом педагогического процесса, что обусловлено ее воспитательной и развивающей функцией.

Семейное воспитание является сложным, многогранным, динамичным процессом. Его итоги имеют важное социальное значение. Поэтому, его продуктивной организации уделяется особое внимание.

Эффективность семейного воспитания определяется следующими принципами его организации:

  1. Учет значимости деятельности, принятого решения для всей семьи и ее ребенка.
  2. Принимать решения и совершать действия, которые дают ребенку образовательные и развивающие возможности.
  3. Все значимые решения должны быть реализованы всеми членами семьи, нацеленными на достижение конкретного результата.
  4. Создание общих интересов семьи, которые мотивируют детей на достижение воспитательных целей.
  5. Привлечение детей к принятию совместных семейных решений, совместной деятельности.

Исходя из данных принципов организации семейного воспитания, можно с уверенностью сказать, что они не предполагают наличия определенного стиля принятия семейных решений. Каждое решение является уникальным, поскольку зависит от конкретной ситуации и конкретной цели. Поэтому нельзя выделить единый стиль принятия решений и построения семейного взаимодействия. Ни один стиль не может быть единственно верным и продуктивным. Любое решение зависит от ситуации. Каждая ситуация уникальна и требует особого подхода.

Поэтому, в семейном воспитании важное значение имеет развитие педагогической компетентности родителей. Они должны сформировать навыки педагогического взаимодействия и педагогического воздействия, научиться принимать продуктивные решения, ориентированные на получение конкретного воспитательного результата.

Семейное воспитание опирается на следующие общечеловеческие принципы:

  • Принцип гуманности;
  • Принцип открытости отношений;
  • Принцип доверия;
  • Принцип создания оптимистичного настроя;
  • Принцип добродушия;
  • Принцип последовательности и рациональности требований т.е. нельзя требовать от ребенка невозможного;
  • Принцип оказания помощи и поддержки;
  • Принцип равноправия.
Дата последнего обновления статьи: 24.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot