Семья как социальная система
Семья – это малая группа, отношения в которой построены на брачных узах и родственных отношениях.
Семья является социальным институтом самовоспроизводства общества. Отношения ее членов имеют эмоциональный аспект. Каждый член семьи имеет определенные права и обязанности и исполняет конкретную роль.
Семья играет в обществе важную функцию, связанную с воспитанием и развитием подрастающего поколения.
Семейное воспитание выступает основой существования семьи и фундаментом развития подрастающего поколения. Оно реализуется родителями или попечителями ребенка.
Семья реализует заботу о детях и способствует их социальному становлению. Таким образом, социализация является основным направлением воспитательной роли семьи.
Социализация – это процесс приобщения ребенка к социальной жизнедеятельности, установкам и убеждениям социальной сферы, формирование мотивов и ценностей социального поведения, их принятие и следование им.
Социализация, как основная функция семьи, ориентирована на реализацию следующих направлений развития:
- Контроль за поведением детей и регулирование их импульсивного поведения.
- Оказание помощи и поддержки в личностном развитии ребенка. Ребенок познает устройство мира и законы социальной среды во взаимодействии с другими людьми. Так, ребенок познает культуру своего народа, усваивает нравственные основы социального поведения, формирует мотивы социальной деятельности, позволяющие существовать в социальной среде и устанавливать положительные социальные контакты.
- Поддержание социального порядка. Социальное становление личности необходимо для того, чтобы сохранит основы устройства общества, посредством формирования у ребенка социальной компетентности, его приспособления к социальной жизнедеятельности и следование правилам социального поведения.
Семья представляет собой социальную систему. Она является микросредой, в которой действуют те же законы и правила, что в социальной сфере.
Как социальная система, семья является комплексным образованием, включающим разнообразные связи и взаимодействия, партнерские отношения, которые непрерывно развиваются и совершенствуются, имеют определенную специфику и, подвержены воздействию различных факторов: внутренних и внешних.
Семейные взаимоотношения характеризуются наличием прямых воздействий, оказываемых членами семьи друг на друга и косвенными воздействиями, когда отношения между отдельными членами семьи зависят от влияния другого члена семьи на них или его поведения.
Семья, как социальная система имеет свои определенные цели функционирования. К ним относятся:
- Создание системы продуктивных взаимоотношений между членами семьи. Здесь имеется в виду построение взаимодействия между детьми и родителями, которые позволяют создать условия для полноценного всестороннего развития личности ребенка, его социального становления.
- Формирование и укрепление власти родителей. Родители должны быть авторитетом для ребенка. Их советам дети должны следовать, к мнению прислушиваться, правила семейного быта соблюдать.
- Ориентация на долгосрочное развитие ребенка т.е. семья и ее условия должны обеспечивать полноценное развитие ребенка в течение длительного временного периода. Воспитательная функция семьи не является временной. Она непрерывна. Поэтому, семейное воспитание ориентировано на постоянное обоснование, объяснение чего-либо, формирование убеждений и воззрений подрастающего поколения.
Рисунок 1. Семейное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы семейного воспитания
Семья является главной ячейкой социальной сферы. Она выступает субъектом социокультурного пространства, являясь его частью и, выполняя определенную функциональную роль в социальном и культурном развитии подрастающего поколения.
Семья выступает основным субъектом педагогического процесса, что обусловлено ее воспитательной и развивающей функцией.
Семейное воспитание является сложным, многогранным, динамичным процессом. Его итоги имеют важное социальное значение. Поэтому, его продуктивной организации уделяется особое внимание.
Эффективность семейного воспитания определяется следующими принципами его организации:
- Учет значимости деятельности, принятого решения для всей семьи и ее ребенка.
- Принимать решения и совершать действия, которые дают ребенку образовательные и развивающие возможности.
- Все значимые решения должны быть реализованы всеми членами семьи, нацеленными на достижение конкретного результата.
- Создание общих интересов семьи, которые мотивируют детей на достижение воспитательных целей.
- Привлечение детей к принятию совместных семейных решений, совместной деятельности.
Исходя из данных принципов организации семейного воспитания, можно с уверенностью сказать, что они не предполагают наличия определенного стиля принятия семейных решений. Каждое решение является уникальным, поскольку зависит от конкретной ситуации и конкретной цели. Поэтому нельзя выделить единый стиль принятия решений и построения семейного взаимодействия. Ни один стиль не может быть единственно верным и продуктивным. Любое решение зависит от ситуации. Каждая ситуация уникальна и требует особого подхода.
Поэтому, в семейном воспитании важное значение имеет развитие педагогической компетентности родителей. Они должны сформировать навыки педагогического взаимодействия и педагогического воздействия, научиться принимать продуктивные решения, ориентированные на получение конкретного воспитательного результата.
Семейное воспитание опирается на следующие общечеловеческие принципы:
- Принцип гуманности;
- Принцип открытости отношений;
- Принцип доверия;
- Принцип создания оптимистичного настроя;
- Принцип добродушия;
- Принцип последовательности и рациональности требований т.е. нельзя требовать от ребенка невозможного;
- Принцип оказания помощи и поддержки;
- Принцип равноправия.