Конструктивное педагогическое общение и его сущность
Конструктивное педагогическое общение – это установление между педагогом и учащимися взаимопонимания, основанного на проявлении уважения друг друга, восприятии мнения и точек зрения сторон при решении различных учебных задач.
Конструктивное педагогическое общение предполагает ликвидацию или, хотя бы, минимизацию конфликтных ситуаций, возникающих в его ходе. Оно ориентировано на формирование в учебном заведении, коллективе учащихся положительной психолого-эмоциональной атмосферы, позволяющей комфортно себя чувствовать всем субъектам педагогического процесса, развиваться и совершенствоваться в познавательной, нравственной, эстетической и иных направлениях.
Конструктивное педагогическое общение носит целенаправленный характер, т.е. педагог специально его организует для достижения целей и задач образования, повышения качества своей работы и поддержания в коллективе комфортного микроклимата.
Педагогическое общение, носящее конструктивный характер, характеризуется направленностью на:
- Учащихся и их развитие;
- Реализацию продуктивного учебного взаимодействия;
- Предмет усвоения конкретной информации.
Конструктивное педагогическое общение характеризуется следующими признаками:
- Ориентация на личностное развитие учащихся.
- Минимизация конфликтных ситуаций в образовательном процессе.
- Формирование адекватной психологической среды в коллективе учащихся.
- Фактор формирования познавательной мотивации и развития стремления к обучению.
- Ориентация на раскрытие творческого потенциала учащихся.
- Открытие возможностей для личностного развития педагога и реализации его творческого видения осуществления образовательной деятельности.
При организации взаимодействия с учащимися, педагогу необходимо выработать определенную систему действий, которые он выполняет в конкретных обстоятельствах. Кроме того, формируются правила передачи учащимся конкретной информации. Она должна быть донесена до их сознания и адекватно ими воспринята. Для этого, педагогу требуется понимать смысл того, что он хочет сообщить и каких целей необходимо достичь во время этого сообщения.
Рисунок 1. Критерии продуктивного педагогического общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компетенция педагога, его знания возрастной психологии определяют успешность организации взаимодействия с ними и выстраивания системы продуктивного общения, сотруднических отношений с учащимися.
Принципы построения конструктивного педагогического общения
Конструктивное педагогическое общение реализуется в опоре на следующие принципы:
- Рассмотрение педагогического общения в качестве двигателя воспитательной и образовательной деятельности.
- Ориентация на развитие у учащихся навыков продуктивного коммуникативного взаимодействия, выработку адекватных стилей общения с разными людьми и в разных ситуациях.
- Воспитание и развитие педагога в ходе организации взаимодействия с учащимися. Это означает, что он уважает мнение учащихся, рассматривает их точки зрения и учится у них основам деятельности, беззаботности восприятия окружающей действительности и т.д.
- Ориентация на освоение учащимися продуктивных видов деятельности. В основе их освоения лежит сотрудничество и взаимодействие.
- Предоставление педагогом свободы реализации учащимися своих возможностей и идей, посредством оказания им помощи и поддержания их начинаний.
- Ориентация педагога на интересы и потребности учащихся в конкретный временной момент. Педагог должен уметь отвечать на вопросы учащихся и быть готовым к проработке той или иной темы при проявлении к ней интереса.
- Даваемая информация должна быть связана с чувствами и эмоциями учащихся, которые она вызывает.
- Учет возрастной специфики развития учащихся при выстраивании с ними линии общения.
- Соответствие информации, освещаемой педагогом и стиля ее представления, используемым методам и технологиям организации работы на уроке.
Конструктивное общение педагога, прежде всего, ориентировано на развитие познавательной заинтересованности учащихся и реализацию их продуктивной образовательной работы. Это требует от него принятия каждого учащегося в качестве личности, наделенной своими взглядами, интересами и потребностями и навыки организации взаимодействия с ними, с их учетом.
Рисунок 2. Причины, препятствующие конструктивному общению. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация баланса когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе реализации конструктивного общения
При организации педагогом системы конструктивного и продуктивного педагогического общения и взаимодействия с учащимися педагогу требуется обеспечить достижение баланса когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Это означает, установление на занятии, во внеурочной деятельности и при иных обстоятельствах соответствия предоставляемой информации и мыслительной деятельности мотивации и интересу учащихся и их поведенческим реакциям на нее. Педагогу необходимо понимание того, что у учащихся имеется потребность в конкретной информации, запрос на нее. При его отсутствии требуется проведение предварительной мотивации к ее восприятию. Кроме того, важно понимание доступности восприятия данной информации, ее объема для учащихся.
При необходимости, педагог может изменить тему деятельности, последовательность ее освещения, последовательность упражнений и т.д.
При освещении новой темы, педагогу необходимо и обеспечение эмоциональной «включенности» учащихся в тему занятия. Это обеспечит сохранение баланса с эмоциональным компонентом и устранить риски возникновения отрицательной эмоциональной реакции, развития эмоционального стресса у учащихся.
Таким образом, организация педагогом занятий, всех их этапов и форм работы реализуется с соблюдением баланса этих компонентов. Это обеспечивает реализацию конструктивного педагогического общения в ориентации на развитие личности каждого учащегося и продуктивность деятельности педагога.