Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Техника быстрого чтения для детей

Сущность скорочтения

Определение 1

Скорочтение – это способность человека к восприятию текста с большой скоростью.

В школе под скорочтением понимают развитие навыка обработки учебного текста. Это параграф учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения, например, пятиклассника, должна составлять 120-150 слов в минуту. Для детей более старшего возраста норма составляет 200 слов.

Медленное чтение вызывает постоянное отвлечение ребенка, быстрое утомление, отставание от одноклассников в учебе.

Обучение скорочтению помогает ребенку быстрее усвоить информацию и лучше учиться, а также тратить меньше времени на выполнение домашнего задания.

Проблемы обучения скорочтению

Обучение скорочтению связано с рядом сложностей. Например, у неподготовленных детей слабо развиты переферийное зрение, артикуляция, некоторые психические навыки (память, внимание и пр.).

Основные проблемы обучения скорочтению:

  • узкое поле зрения – чтобы освоить технику быстрого чтения, необходимо обладать широким охватом зрения. Глаза не должны быть сфокусированы на одном слове. Задача педагога – научить детей воспринимать текст целиком, то есть не останавливать взгляд на отдельных словах, а захватывать сразу фразу или предложение;
  • регрессия глаз – дети могут возвращаться к уже прочитанным предложениям, теряя время. Регрессия глаз – машинальное действие, но его можно контролировать, с использованием тренировочных упражнений;
  • тщательная артикуляция – при чтении в обычном темпе дети стараются проговорить слова громко и четко. Это помогает усвоению художественной литературы, например, чтобы воспринимать и точно чувствовать настроение автора необходимы паузы и логические ударения. Но для динамического чтения дикция – не необходимость, проговаривание снижает скорость восприятия текста;
  • неразвитое внимание – высокий темп чтения предполагает повышенное внимание, это необходимо, чтобы моментально выделить главное и второстепенное, глубже вникать в суть новой информации.
«Техника быстрого чтения для детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Упражнения по скорочтению

Наиболее эффективными считают упражнения, которые устраняют причины низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации.

  1. Упражнения на расширение поля зрения – занимают первое место внутри системы уроков по динамическому чтению. Широкий угол поля зрения дает возможность охватить взглядом фразы, предложения и даже маленькие абзацы. То есть, ребенок читает и сразу видит следующий текст, воспринимая его подсознательно.
  2. Таблицы Шульте – числовые квадраты, в каждой клетки которых – цифра. В начальной школе используют диапазон от 1 до 20. Цель упражнения – найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, но затем 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания необходимо регулярно и отмечать прогресс.
  3. Словесные пирамиды – аналог клиновидных таблиц. Слова располагают на разном расстоянии. Чтение начинают с верхнего уровня, постепенно спускаются вниз, но в фокусе держат обе стороны пирамиды. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого учащегося на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы их не отвлекали.

Борьба с регрессией глаз реализуется следующим образом:

  • прочитать часть предложения;
  • закрыть прочитанный фрагмент закладкой или листом бумаги;
  • продолжить чтение, передвигая закладку по странице.

В таком случае вернуть взгляд к уже прочитанному тексту невозможно – он закрыть, поэтому навык двигаться глазами только вперед вырабатывается автоматически.

Подавление артикуляции. Проговаривание слов даже одними губами, замедляет скорость чтения. Артикуляцию необходимо подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки этого навыка могут использоваться следующие упражнения:

  • чтение под музыку – включить музыку без слов, а затем включать песню. Шум затрудняет проговаривание;
  • бормотун – ученики должны жужжать или шипеть, это полезно для развития обоих полушарий мозга, так как ребенок одновременно выполнят несколько действий;
  • карандаш – если ребенок бесшумно, автоматически проговаривает слова, то они должны быть зафиксированы в одном положении, например, зажать карандаш во рту;
  • барабанная дробь – отстукивание ритма учителем или самим учеником.

Упражнения на внимание. Корректировать уровень внимания необходимо, чтобы совершенствовать способность быстрого восприятия текста, видение знакомых слов, проскальзывая по ним взглядом. Может быть проведен следующий комплекс упражнений:

  • составление слова – слова может быть написано на листе бумаги, а из него составлять лексемы из 1-2 слогов;
  • нахождение отличий – записывание пар слов (вол-кол), ребенку нужно объяснить их схожесть и отличия;
  • загадки – вопросы с подвохом тренируют внимание;
  • работа обоих полушарий – читать одновременно левым и правым глазом. Данный метод используют в качестве разминки вначале урока, как домашнее задание;
  • путаница – выучить с ребенком несколько стихотворений, набрать заученные строчки на компьютере, но поменять слова местами и распечатать. Ребенок должен их правильно распределить;
  • выделение главного – прочитать небольшой текст, отметить карандашом основные мысли и тезисы.
Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot