Педагогические возможности театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребенка, основанная на переносе событий, ситуаций, объектов реального мира в смоделированную ситуацию и проигрывании событий и отношений, посредством использования мимики, жестов.
Данный вид деятельности обладает большим воспитательным потенциалом. Именно театральное искусство способствует максимальному раскрытию творческого потенциала ребенка и стимулированию его активности в разных видах и направлениях деятельности.
Педагогические возможности театрализованной деятельности можно отразить следующими параметрами:
- Воспитание творчески ориентированной личности;
- Развитие творческого воображения;
- Формирование объемного взгляда на окружающий мир и его устройство т.е. дети учатся замечать интересное и необычное, использовать его в решении стандартных задач;
- Развитие художественного вкуса ребенка;
- Развитие ассоциативного мышления;
- Формирование эстетического вкуса и восприятия;
- Развитие речи;
- Эмоциональное обогащение;
- Психотерапевтическая поддержка;
- Воспитание культуры и приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям.
Таким образом, театрализованная деятельность ориентирована на творческое развитие ребенка. Она используется в дошкольном возрасте в качестве средства воспитания, а также, выступает средством эстетического развития младших школьников и формирования у них художественного вкуса.
В ходе театрализованной деятельности происходит освоение детьми театрального творчества и искусства. Так, ребенок приобщается к театральной культуре, становясь ее частью. Это заставляет его испытывать определенные эмоции и чувства, формирует основы эстетического поведения.
Возможности использования театрализованной деятельности в эстетическом воспитании младших школьников
Театральное искусство имеет свои особенности, которые позволяют ему воздействовать на познавательную сферу, активизируют эмоции и создают атмосферу художественного сопереживания, живого воздействия художественной деятельности на отдельную личность. Это обуславливает огромную роль театральной деятельности в эстетическом воспитании детей разных возрастов.
Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания младших школьников способствует:
- Развитию познания в форме эмоциональных образов. Такое познание возникает тогда, когда ребенок воспринимает художественное произведение в живом виде – в виде театральной постановки.
- Развитию эмоционального восприятия окружающего мира. Оно возникает тогда, когда ребенок формирует картину окружающей действительности на основании тех эмоций и чувств, которые он испытывает при их восприятии. Это происходит за счет того, что эмоциональный образ мира, возникающий в ходе театральных постановок приобретает побудительный характер и формирует активное и чувственное восприятие окружающего мира и его процессов.
- Формированию понимания художественного образа объектов. Оно формируется в процессе проигрывания театральных сцен, пропитанных художественными аспектами.
- Развитию нравственных эталонов. Оно происходит за счет соотношения учащегося с тем героем, роль которого он исполняет.
- Развитию эмоционального восприятия окружающего мира. Те события, ситуации, процессы, которые лежат в основе театральной постановки несут какой-то смысл, заставляют учащегося испытывать к нему конкретные чувства. Эти чувства отражают его взгляд на них, имеют для него и окружающих его людей какое-то значение.
Театральное творчество приобретает особую значимость в качестве средства эстетического воспитания младших школьников. Это связано с тем, что социальная сфера общества развивается стремительными темпами и прежние методы эстетического воспитания утрачивают свою эффективность. Кроме того, театрализованная деятельность способствует формированию восприятия музыки, художественного творчества и иных видов искусства.
Психические функции младшего школьника, особенности их формирования в данный период обуславливают использование данного метода, в качестве приоритетного средства эстетического развития младшего школьника.
Использование средств музыкальной театрализованной деятельности в эстетическом развитии младших школьников
Особенности познавательной сферы младшего школьника, слабое развитие произвольного внимания, памяти требуют использования таких методов обучения и воспитания, которые ориентированы на оказание воздействия на чувственную сторону личности.
В настоящее время, искусство, его значимость, ценность не являются актуальной темы пропаганды в массы. Искусство, театральное творчество теряет свою силу и снижается приобщение детей к искусству. Поэтому, использование театральных постановок в воспитательном процессе особенно актуально.
Театральное искусство ориентировано на оказание воздействия на эмоциональную сторону личности. Ребенок осознает настроение и чувства, заложенные в театральной постановке. Если, она имеет музыкальную основу, то музыка углубляет восприятие младшего школьника содержания театральной постановки. Если использовать в театральной деятельности классическую музыку, то она окажет положительное воздействие на духовно-нравственные стороны личности и ее восприятие данных ценностей и норм поведения.
Музыкальные театральные постановки формируют у детей чувства сопереживания, милосердия, сострадания. Это развивает навыки эмпатии. Эмоциональное восприятие в данном возрасте находится на пике своего развития. Поэтому, активное воздействие на эту сторону личности способствует ее гармоничному развитию, формированию эстетических основ деятельности.
Рисунок 1. Музыкально-театральная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Театрализованная деятельность организуется в двух вариациях:
- Музыкальные театральные постановки в учебном заведении.
- Походы в театр.
Если младший школьник наблюдает за театральным действием, то он наполняется им, охватывая его нравственную сторону. Если же, ребенок сам участвует в театральном действии, то он эмоционально проникается в состояние героев. Он переживает их чувства и эмоции. Чувственное переживание особенно важно для эстетического развития младшего школьника.