Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет

Возможности применения сюжетно-ролевых игр для гендерного развития детей

Определение 1

Гендерное развитие – это развитие личности в соответствии с ее гендерной принадлежностью, основанное на осознанном понимании своей половой роли в социальной среде.

Гендерное развитие реализуется разными способами и методами. Наиболее подходящим методов гендерного воспитания является игровая деятельность. Это обусловлено ведущей ролью игры в дошкольном возрасте и ее воспитательными возможностями.

Сюжетно-ролевые игры – особый мир ребенка, в котором воплощаются его интересы и потребности, желания, видение окружающего мира, получение и реализация опыта взаимоотношений, общения, проявления самостоятельности и творчества.

Формирование гендерных стереотипов отлично реализуется в ходе сюжетно-ролевых игр. Принимая на себя разные роли, дети усваивают нормы поведения разных полов в разных социальных ситуациях, приходят к пониманию социальной роли представителей разных полов и формируется эмоциональное восприятие своей половой принадлежности.

Возможности сюжетно-ролевых игр в гендерном развитии детей среднего дошкольного возраста можно отразить следующими параметрами:

  • Понимание дошкольниками своих особенностей развития и специфических черт своего пола;
  • Понимание дошкольниками сути гендерных отношений и гендерных особенностей социального поведения;
  • Развитие представлений ребенка об индивидах разного пола, их достоинствах и недостатках, типичных ролей в обществе и индивидуальных особенностей;
  • Освоение правил исполнения различных социальных ролей, их связи с гендерной принадлежностью;
  • Гендерная идентификация дошкольников;
  • Понимание необходимости следования гендерным стереотипам социального поведения и социального взаимодействия и освоение особенностей их исполнения;
  • Развитие здорового отношения к половым различиям и отношениям полов;
  • Дифференциация поло ролевых стереотипов поведения;
  • Развитие адекватного эмоционального восприятия детьми представителей противоположного пола;
  • Формирование навыков сотрудничества, развитие умений договариваться, приходить к компромиссу, разрешать конфликтные ситуации с представителями разных полов;
  • Познание функций семьи в социальном пространстве и основ ее построения.
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сюжетно-ролевые игры обладают огромными возможностями в гендерном воспитании дошкольников. Их использование требует соблюдения ряда условий, позволяющих реализовать гендерный потенциал игры. К ним относятся:

  1. Выбор оптимальной методики руководства играми. Она должна предполагать вариативность стилей игровой деятельности для разных полов, различие игровых заданий для мальчиков и выполнение разных социальных ролей участниками разных полов.
  2. Понимание педагогом особенностей игровой деятельности и ее специфического целевого назначения.
  3. Акцентирование внимания воспитанников на смысловой стороне поло ролевого поведения.
  4. Создание в ДОУ предметно-развивающего пространства, в котором будут обустроены игровые зоны для свободной игровой деятельности мальчиков и девочек.
  5. Использование в игровом процессе игрушек соответствующих гендерной принадлежности участников игры.
  6. Организация совместных игр мальчиков и девочек с предоставлением им разных социальных ролей, отвечающих их гендерной принадлежности.
  7. Акцентирование внимания на гендерных особенностях восприятия при объяснении правил игры и качествах, требуемых проявления гендерной принадлежности.
  8. Учет возрастных особенностей развития воспитанников и уровня их гендерного развития при выборе игр и распределении ролей.

Основы организации сюжетно-ролевых игр в ориентации на развитие гендерных взаимоотношений воспитанников

Организация сюжетно-ролевых игр, в направлении гендерного развития воспитанников, реализуется поэтапно:

  1. Совершение условных игровых действий. На данном этапе игры происходит демонстрация основ поло ролевого поведения участников игры. Выбирается по одному ребенку, представляющему разный пол и, производится выполнение действий, соответствующих гендерной принадлежности детей.
  2. Включение в игру нескольких персонажей. Привлекаются остальные участники игры, распределяются роли, отражающие взаимодействие представителей разных полов. Дети взаимодействую друг с другом. Сюжет игры постепенно расширяется и наполняется новыми персонажами, что усиливает воспитательное воздействие игры в ориентации на гендерное развитие дошкольников.
  3. Развитие игрового сюжета через включение в него разнообразных социальных отношений, большого количества социальных ролей обоих полов, их комбинации. На этом этапе происходит закрепление знаний детей о гендерных взаимоотношениях, поло ролевом поведении мальчиков и девочек.

Следует отметить, что участие детей в сюжетно-ролевых игр гендерной направленности переводит их на новую ступень социального и гендерного развития. Происходит активное развитие взаимоотношений детей и развиваются навыки общения с противоположным полом, формируется интерес к взаимодействию с представителями противоположного пола и понимание сути полоролевого поведения в разных социальных ситуациях.

В ходе организации игр уделяется внимание и подбору игровых атрибутов. Они должны соответствовать своему назначению в игровом процессе, быть в достаточном количестве, быть ярким и привлекательным для детей и мотивировать их к выполнению социально приемлемых образцов гендерного поведения, а также отражать особенности конкретной социальной ситуации, которая проигрывается в игре. К примеру, играя в «поликлинику», необходимо использовать соответствующие медицинские принадлежности, а в «путешествия» атрибуты, позволяющие реализовать роли мальчиков и девочек в семейных поездках, модели их поведения.

Сюжетно-ролевая игра позволяет реализовать дифференцированный подход к гендерному воспитанию, с учетом психологических и психологических параметров развития детей четырех-пяти летнего возраста.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot