Сущность swot-анализа и его применение в образовании
Swot-анализ – это метод аналитической работы, ориентированный на построение стратегии деятельности посредством выявления сильных и слабых сторон, рисков и потенциальных возможностей.
Swot-анализ дифференцированной системы педагогического знания предполагает выявление преимуществ и недостатков педагогической деятельности, организации педагогического процесса, работы в конкретном направлении, определение рисков, возникающих в педагогической деятельности и возможностей развития педагогики, образовательного процесса и отдельного педагога.
Данный вид анализ является способом стратегического планирования. Он был разработан в менеджменте и постепенно стал применяться в качестве метода построения стратегии развития в разных отраслях экономики и социальной сфере. Образовательная область не стала исключением. Swot-анализ применяется во всех сферах и направлениях образовательной деятельности:
- Разработка стратегии работы отдельного образовательного заведения.
- Планирование проведения отдельного учебного занятия.
- Анализ работы педагога за определенный временной период.
- Управление образовательным учреждением.
- Разработка стратегии функционирования образовательной системы/отдельного уровня образования.
- Организация образовательной работы в целом, по отдельной учебной дисциплине в частности.
- Проведение анализа учебного занятия и успехов учащихся на нем.
- Разработка учащимися индивидуального образовательного маршрута.
- Проведение самостоятельной оценки своих учебных достижений, активности в познании.
Swot-анализ дифференцированной системы педагогического знания нацелен на максимизацию сильных сторон педагогического процесса или работы отдельного учреждения, отдельного педагога, их развитие, за счет сведения к минимуму отрицательных факторов, воздействующих на данную деятельность. Акцент делается на благоприятные стороны развития педагогической деятельности.
Правила использования swot-анализ в образовании
Эффективность применения swot-анализ в образовательной сфере зависит от соблюдения ряда правил. К ним относятся:
- Определение объекта анализа. Необходимо иметь четкое представление о том, что именно будет анализироваться. Если объект объемный, то его необходимо детализировать, т.е. разбить на части и проанализировать каждую часть, как отдельный объект. К примеру, анализ работы с учащимися стоит разделить на Swot-анализ деятельности педагога, анализ урока, анализ использования конкретных методов и средств.
- Определение различий между факторами, используемыми в анализе. Имеется в виду, что необходимо точно оценить сильные и слабые стороны работы образовательной организации/отдельного педагога, их причины, определить риски и возможности их устранения, отношение к внешним или внутренним факторам деятельности и т.д.
- Оценка сильных и слабых сторон деятельности образовательного учреждения, отдельного педагога с позиции потребителя образовательных услуг, т.е. необходимо оценивать деятельность педагога и реализацию образовательного процесса с позиции учащегося и его семьи.
- Объективность работы. Она означает привлечение нескольких специалистов, сотрудников для проведения анализа и применение разных информационных источников для оценки реализации разных направлений образовательной деятельности.
- Четкость и ясность результатов анализа. Итоги аналитической работы требуют точного формулирования, ухода от двусмысленности. Кроме того, информация дается в кратком выражении и по сути.
Проведение swot-анализа учебного занятия
Swot-анализ учебного занятия основывается на определении его преимуществ и недостатков. Урок представляется в виде системного процесса, состоящего из совокупности компонентов, которые находятся в активном действии, связи и зависимости, т.е. цели учебного занятия, его содержание, методы и средства реализации, работа педагога и учащихся являются взаимозависимыми.
Анализ урока проводится на основании следующих показателей его функционирования:
- Параметры эффективности реализации учебного занятия. Они необходимы для определения сильных и слабых сторон работы на уроке и его функциональной роли.
- Определение условий реализации учебного занятия. Они отражают благоприятность окружающей среды и образовательного пространства для раскрытия потенциальных возможностей урока и обеспечения его продуктивности.
- Составление перечня рисков. Они необходимы для выработки тактических действий по их устранению. Урок выстраивается исходя из уровня рисков и с их учетом, акцентируя внимание на построение работы на уроке, направленной на минимизацию рисков.
При анализе рисков реализации учебного занятия уделяется внимание выявлению факторов, оказывающих отрицательное воздействие на физическое и психическое здоровье учащихся, их познавательную заинтересованность, отвлекающих от познавательной работы на уроке.
Риски должны быть минимизированы за счет выявления потенциальных возможностей реализации учебного занятия, к которым относятся:
- Условия проведения урока: образовательная организация и ее ресурсное обеспечение, отдельный кабинет;
- Методическое обеспечение урока;
- Материально-технические средства: мультимедийные технологии, библиотеки. Интернет-сеть, электронные образовательные ресурсы и др.;
- Степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс.
Анализ урока может быть проведен как педагогом, так и самими учащимися. это активизирует критическое мышление учащихся, позволяет сравнивать различные данные и моделировать ситуации. Учащиеся осваивают основы разработки стратегии реализации учебного занятия и проектирования стратегии деятельности в общем, а также подводить итоги и составлять отчеты в краткой форме с изложением основной сути.