Сущность системы сопровождения (патронажа)
Патронаж – это особый вид опеки и попечительства, распространенный в юридической практике России и других странах бывшего СССР.
В России сегодня активно идут два процесса:
- с каждым годом возрастающее количество бездетных семей, в которых один или оба супруга страдают от бесплодия;
- огромное число детей-сирот или детей, родители которых лишены родительских прав.
Эти противоречивые процессы вызвали рост числа усыновлений.
Процесс усыновления – крайне трудный не только с юридической точки зрения, но и с психолого-педагогической, причем и для родителей, и для ребенка, который должен войти в семью. В связи с этим семьи, которые принимают ребенка, требуют педагогического сопровождения, которое могут оказать сотрудники социальных служб.
Не смотря на то, что в научно-методической литературе достаточно широко освещены вопросы, связанные с усыновлением, проблема педагогического сопровождения приемных семей раскрыта недостаточно и требует систематизировать теоретический материал.
Семья представляет малую социальную группу общества, основанную на супружеском союзе и родственных связях, а также на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Работа с приемной семьей
Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, к основным признакам которой относят:
- договорную основу;
- ограниченный во времени характер существования;
- государственное обеспечение приемных детей и возмездное выполнение обязанностей приемных родителей.
Усыновление – это юридический акт, в связи с которым между усыновителем и усыновляемым ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми.
Педагогическое сопровождение – это процесс заинтересованного наблюдения и консультирования, личного участия и поощрения максимальной самостоятельности подростка в решении проблемной ситуации, при минимальном участии педагога.
Реан А. обратил внимание на то, что педагогическое сопровождение приемного ребенка начинается еще до момента, как он был усыновлен, так как принятие ребенка в семью сопровождается целым рядом психологических проблем и со стороны усыновителей, и со стороны ребенка, который входит в семью, а также у всех членов принимающей семьи, то есть потенциальных бабушек и дедушек, других детей в семье, прочих родственников.
Социальному педагогу необходимо подготовить приемных родителей к крайне важному событию в их жизни, а также сформировать психологическую готовность усыновителей, которая в соответствии с мнением А. Реаном включает мотивационную готовность, психолого-педагогическую компетентность, адекватность когнитивного образа принимаемого ребенка, а также эмоционально-волевой готовности будущих родителей. Сформированность психологической готовности к усыновлению выступает важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье.
После того, как ребенок принят в семью, работа по педагогическому сопровождению не заканчивается, а разворачивается в новой плоскости. Существует ряд задач организации подобного рода работы для родителей и для детей.
К основным задачам работы с приемными родителями относят:
- информировать усыновителей о психических особенностях детей, которые воспитываются без родителей;
- формировать адекватное представление о закономерностях психического развития ребенка, а также роль наследственности, среды и общения;
- информировать усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделить возрастно-специфические особенности этого процесса;
- формировать компетентность общения с детьми и подростками, которые воспитываются в условиях социальной депривации;
- обсуждать и разработать критерии выбора детей и правила поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах.
Усыновленные дети, несмотря на видимую однозначность позитивного воздействия свершившегося факта, испытывают большой стресс. Стресс связывают со сменой места жительства, коллектива и привычных устоев жизни, с мыслями, относительно того, что теперь у них есть семья (в случае усыновление ребенка в том возрасте, когда он может осознать данный факт), а также страхом потерять обретенную семью. Приемным родителям и педагогам необходимо предпринимать ряд мер для существенного сглаживания этого процесса, создания условий для быстрой и успешной адаптации детей в семье, установления позитивных отношений сотрудничества между взрослым и ребенком, оказывать помощь в процессе приобщения ребенка к семье, осознания его как полноценного члена семьи, введения его в круг общения семьи и знакомства со сверстниками. Однако Реан А. подчеркивал, что взрослым необходимо помочь ребенку в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей. При вхождении в новую семью, ребенку нельзя терять свое Я.
Иными словами, необходимо отметить, что самая незащищенная категория в современном обществе представлена подрастающим поколением, а в особенно сложной ситуации оказываются дети из числа детей-сирот и детей, который остались без попечения родителей. Процесс вхождения таких детей в приемную семью для приемного ребенка и принимающей семьи – обоюдно сложный и длительный.
Целенаправленная работа последних лет в разных регионах государства показывает, что замещающая семья более эффективно при меньших затратах для государства решает задачу формирования социальной компетентность социальных сирот.
Это предполагает, что государство заинтересовано в процессе адаптации приемных детей в семье. Помощь сотрудникам социальных служб, социальное сопровождение и патронаж выступают неотъемлемыми формами работы с такого рода семьями.