Трудовая деятельность – это разнообразные виды профессиональной и иной деятельности, в ходе которой осуществляется продуктивное созидание и удовлетворяются материальные и духовные потребности личности.
Трудовая деятельность имеет важное развивающее значение. Поэтому ее формирование начинается с дошкольного возраста. При этом, труд детей кардинально отличается от труда взрослых. На каждом возрастном этапе развития трудовая деятельность имеет свои специфические черты.
Рисунок 1. Особенности развития трудовой деятельности дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности трудовой деятельности младших дошкольников
Младший дошкольный возраст характеризуется подражательным развитием ребенка, т.е. он познает мир через повторение действий за взрослыми. Этот фактор обуславливает следующие особенности становления трудовой деятельности младших дошкольников:
- Трудовая деятельность основана на подражании: ребенок становится соучастником трудового процесса, в котором он выполняет все те действия, которые выполняет взрослый, постепенно развивая и расширяя свои трудовые навыки.
- Игровой характер трудовой деятельности. Игра – приоритетная форма деятельности дошкольников. Она делает трудовую деятельность интересной и увлекательной для ребенка, мотивируя его к выполнению разнообразных трудовых операций.
- Трудовая деятельность младших дошкольников не имеет для них социальной ценности и значимости. Это понимание развивается позднее.
- Результат труда не имеет значения для ребенка. Ему важно, чтобы сам процесс приносил удовольствие, был увлекательным и стоящим приложения усилий (по его мнению стоящим).
- Слабо развитые немногочисленные трудовые навыки дают возможность выполнения только элементарных трудовых операций.
- Отсутствие навыков планирования своей деятельности приводит к тому, что труд приобретает характер поручений: дети выполняют простые трудовые операции, связанные с кормлением домашних животных, оказанием помощи в уборке, поливкойцветов и др.
- Минимальная самостоятельность при выполнении ребенком трудовых операций.
Особенности трудовой деятельности среднего дошкольника
В среднем дошкольном возрасте осуществляется расширение трудовых навыков ребенка и усложняется его понимание трудовой деятельности. Это приводит к следующим специфическим чертам трудовой деятельности:
- Отделение трудовой деятельности от игры. Дошкольник начинает отличать игровой процесс от реального труда и понимать его суть.
- Развитие интереса к результатам трудовой деятельности. Теперь, ребенку становится важен не только процесс труда (хотя, он по-прежнему должен быть увлекательным), но и результат, который будет получен по его завершению. Ребенок стремится к выполнению трудовых операций потому, что желает получить определенный продукт своей деятельности.
- Формирование навыков планирования своей деятельности. Происходит постепенное развитие замысла трудовой деятельности.
- Расширение трудовых навыков. Ребенок не ограничивается выполнением элементарных трудовых операций и поручений.
- Расширение навыков самостоятельной трудовой деятельности. Помощь и поддержка взрослого уже уходят на второй план. Ребенок оказывается способен сам полноценно выполнить трудовое задание.
Особенности развития трудовой деятельности старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте происходит полноценное развитие психических процессов организма и мыслительной деятельности. Ребенок начинает осознанно воспринимать все процессы окружающего мира и понимать их значение. Этот фактор определяет следующие особенности развития трудовой деятельности этого периода:
- Развитие осознанного понимания общественной значимости труда и его пользы для себя и окружающих.
- Трудовая деятельность носит ценностный характер: ребенок понимает ее значение для своего развития и функционирования окружающего мира, осознает значение итогов трудовой деятельности.
- Развитие ответственного и уважительного отношения к трудовой деятельности.
- Трудовая деятельность приобретает направленный характер.
- Расширение и углубление трудовых навыков. Дети выполняют широкий спектр трудовых задач, отличающихся по видам, содержанию, целям и степени сложности.
- Самостоятельный характер трудовой деятельности.
- Осознание дошкольником себя, как полноправного участника трудового процесса. Это развивает трудолюбие ребенка, укрепляет веру в свои силы, стремление к достижению, поставленной трудовой цели.
Мотивы, побуждающие ребенка к трудовой деятельности
Развитие трудовой деятельности дошкольника требует обязательной мотивации. Мотив – это то, что побуждает к действию. Если у ребенка нет мотивов, то и желание выполнять различные трудовые операции будет отсутствовать. А это, отрицательно скажется на развитии трудовых навыков и трудовых качеств подрастающего поколения. Мотив – основа развития трудовой деятельности дошкольника.
Мотивы, которые побуждают ребенка заниматься трудовой деятельностью, формируются постепенно. У ребенка не появляется полноценного стремления к трудовой деятельности сразу.
Развитию трудовой деятельности детей способствуют следующие мотивы:
- Мотивы к трудовым операциям. Часто, ребенку бывает интересен сам процесс трудовой деятельности: увлекает выполнение каких-то трудовых операций, решение задач, нравятся инструменты и получение возможности опробовать их в действии, понять для чего они нужны;
- Мотивы к итогам трудовой деятельности. Побуждать к труду может получение конкретного результата, отвечающего интересам и потребностям ребенка;
- Мотивы к овладению новыми навыками. Если ребенок понимает, что в ходе трудовой деятельности он освоит новые навыки деятельности, сформирует умения решать те или иные задачи, использовать инструменты по их назначению, то его интерес к труду значительно возрастает;
- Мотивы к совместной деятельности. Часто, ребенку просто нравится быть равноправным партнером взрослого. Он желает помогать ему и совместно создавать что-то интересное и полезное;
- Мотивы осознанного отношения к своим обязанностям. Они актуальны для детей старшего дошкольного возраста. Ребенок уже способен к пониманию значимости своего труда и необходимости регулярного выполнения определенных трудовых обязанностей;
- Мотивы социальной ценности труда. Такие мотивы помогают ребенку в понимании ценности любой трудовой деятельности, необходимости ее осуществления для собственного развития и развития общества.