Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средства и методы воспитания дисциплинированности детей дошкольного возраста

Значимость воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста

Определение 1

Дисциплинированность – это обязательное и сознательное подчинение собственного поведения установленным нормам общественного порядка.

Проявление дисциплинированности говорит об уважении правил поведения и окружающих людей.

Наличие у дошкольников дисциплинированности очень важно для успешной организации любых видов детской деятельности, особенно в условиях коллектива. Кроме того, дисциплина очень важна в формировании личности ребенка дошкольника, так как она помогает воспитывать такие личностные качества как умение подчиняться коллективным требованиям, соблюдать установленные правила, сдерживаться от неразумных и необдуманных поступков, которые идут вразрез с общественными интересами. Дисциплинированность позволяет детям работать в коллективе, проявлять послушание, организованное поведение и самоконтроль. Исходя из этого, дисциплинированность, в рамках воспитательного процесса, рассматривается как один из ее результатов, к которому стремится педагог.

Замечание 1

Правильно организованный воспитательный процесс в ДОУ гарантирует по окончанию дошкольного периода значительный рост дисциплинированности у детей. Это очень важно для их дальнейшего обучения в школе.

Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста имеет свои особенности в зависимости от возрастной группы:

  • Младшая дошкольная группа – дети проявляют интерес к созданной воспитателем ситуации, стремятся соблюдать установленные правила и заслужить похвалу взрослого. В этом возрасте у детей формируются такие качества как организованность и сдержанность.
  • Средняя дошкольная группа – полученные личностные качества расширяются и укрепляются, дети не просто стремятся показать свою дисциплинированность, но делятся правилами поведения с другими детьми. Дисциплинированность у них проявляется все осознанней, а правила поведения становятся устойчивыми.
  • Старшая дошкольная группа и подготовительная к школе группа – уровень дисциплинированности сформирован настолько, что дети уже способны самостоятельно выбирать действие в соответствии с ситуацией и обстановкой. Кроме того, старшие дошкольники способны рассуждать следующим образом: «Я хочу, но нельзя, поэтому мне стоит от этого отказаться», «Я не хочу, но это нужно сделать, поэтому я выполню данное мне поручение».
«Средства и методы воспитания дисциплинированности детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста

Основные методы и средства воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста:

  1. Разъяснение – педагог (родитель) разъясняет детям основы дисциплины и ее значимость, убеждает их в необходимости уяснения и соблюдения правил и норм поведения.
  2. Пример – занимает одно из ведущих мест в воспитании детей дошкольного возраста, особую роль играет в формировании у них дисциплинированности. Данный метод должны использовать как родители, так и педагоги. Суть его состоит в том, что взрослые собственным примером показывают детям как необходимости вести себя в тех или иных ситуациях, соблюдать правила и нормы поведения в обществе и т.д.
  3. Упражнения – это многократное повторение тех или иных действий. В воспитании дисциплинированности, в качестве упражнений выступают поручения и их исполнение детьми.
  4. Поощрение – выступает в форме оценки поведения или похвалы.
  5. Беседа – тематические беседы с детьми дошкольного возраста, с целью формирования у них положительного отношения к дисциплине и избегания возможных негативных последствий недисциплинированности.
  6. Воспитывающие ситуации – специально созданные воспитателем ситуации, которые показывают значимость и важность соблюдения дисциплины.
  7. Наказание – данный метод в настоящее время используется все реже, воспитатели уходят от наказания, как несущего в себе негатив. Современная дошкольная педагогика, направленная на гуманизацию системы образования, признает метод наказания как малоэффективный, отрицательный и примитивный.
  8. Требование – направляет деятельность ребенка в нужное русло, особенно часто требования используются в рамках организованной и систематической воспитательно-образовательной деятельности (например, НОД). Посредством требования, воспитатель организует и руководит различными видами детской деятельности. Требования должны быть заранее продуманными и обоснованными.
  9. Поручение – позволяют выработать у ребенка дошкольника такие важные личностные качества как ответственность, самостоятельность и аккуратность. Посредством поручения, педагог учит детей слушать и подчиняться.

Ведущими формами воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста выступают: праздники, прогулки, экскурсии, посещение музеев и театров, просмотре фильмов и т.д.

Правила поддержания дисциплины

Для того, чтобы процесс воспитания дисциплинированности был эффективным, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Родители (семья) и воспитатели ДОУ должны взаимодействовать друг с другом, для того чтобы использовать единые методы и средства воспитания, предъявлять согласованные требования к ребенку.
  2. В работе с детьми следует использовать дружелюбный тон, избегать наказаний и чрезмерной строгости. Требования, поручения и т.д., необходимо объяснять ребенку, выделяя значимость его выполнения.
  3. Педагогическое взаимодействие с детьми должно быть основано на взаимном уважении и доверии.
  4. Если ребенку что-то запрещается, то необходимо предлагать ему альтернативу. Например, если запрещено рисовать на обоях, то необходимо показать место, где он может это делать.
  5. Необходимо помнить, что силовые методы, запреты без объяснений и неразумные наказания не принесут желаемого результата, они лишат ребенка уверенности в своей самостоятельности и самом себе.
  6. Помнить о том, что наиболее действенным методом воспитания является собственный пример.
  7. Все установленные правила должны быть понятны и доступны ребенку.
  8. Мотивируйте ребенка. Ребенок не понимает, зачем ему убирать игрушки в своей комнате, если скоро он снова их достанет для игры. Предложите ребенку прогулку в парке и вместе с ним потратьте время на поиски нужной вещи среди разбросанных по комнате вещей. Ребенок поймет, что прогулка может не состояться из-за того, что кругом беспорядок.
Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot