Значимость воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста
Дисциплинированность – это обязательное и сознательное подчинение собственного поведения установленным нормам общественного порядка.
Проявление дисциплинированности говорит об уважении правил поведения и окружающих людей.
Наличие у дошкольников дисциплинированности очень важно для успешной организации любых видов детской деятельности, особенно в условиях коллектива. Кроме того, дисциплина очень важна в формировании личности ребенка дошкольника, так как она помогает воспитывать такие личностные качества как умение подчиняться коллективным требованиям, соблюдать установленные правила, сдерживаться от неразумных и необдуманных поступков, которые идут вразрез с общественными интересами. Дисциплинированность позволяет детям работать в коллективе, проявлять послушание, организованное поведение и самоконтроль. Исходя из этого, дисциплинированность, в рамках воспитательного процесса, рассматривается как один из ее результатов, к которому стремится педагог.
Правильно организованный воспитательный процесс в ДОУ гарантирует по окончанию дошкольного периода значительный рост дисциплинированности у детей. Это очень важно для их дальнейшего обучения в школе.
Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста имеет свои особенности в зависимости от возрастной группы:
- Младшая дошкольная группа – дети проявляют интерес к созданной воспитателем ситуации, стремятся соблюдать установленные правила и заслужить похвалу взрослого. В этом возрасте у детей формируются такие качества как организованность и сдержанность.
- Средняя дошкольная группа – полученные личностные качества расширяются и укрепляются, дети не просто стремятся показать свою дисциплинированность, но делятся правилами поведения с другими детьми. Дисциплинированность у них проявляется все осознанней, а правила поведения становятся устойчивыми.
- Старшая дошкольная группа и подготовительная к школе группа – уровень дисциплинированности сформирован настолько, что дети уже способны самостоятельно выбирать действие в соответствии с ситуацией и обстановкой. Кроме того, старшие дошкольники способны рассуждать следующим образом: «Я хочу, но нельзя, поэтому мне стоит от этого отказаться», «Я не хочу, но это нужно сделать, поэтому я выполню данное мне поручение».
Методы воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста
Основные методы и средства воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста:
- Разъяснение – педагог (родитель) разъясняет детям основы дисциплины и ее значимость, убеждает их в необходимости уяснения и соблюдения правил и норм поведения.
- Пример – занимает одно из ведущих мест в воспитании детей дошкольного возраста, особую роль играет в формировании у них дисциплинированности. Данный метод должны использовать как родители, так и педагоги. Суть его состоит в том, что взрослые собственным примером показывают детям как необходимости вести себя в тех или иных ситуациях, соблюдать правила и нормы поведения в обществе и т.д.
- Упражнения – это многократное повторение тех или иных действий. В воспитании дисциплинированности, в качестве упражнений выступают поручения и их исполнение детьми.
- Поощрение – выступает в форме оценки поведения или похвалы.
- Беседа – тематические беседы с детьми дошкольного возраста, с целью формирования у них положительного отношения к дисциплине и избегания возможных негативных последствий недисциплинированности.
- Воспитывающие ситуации – специально созданные воспитателем ситуации, которые показывают значимость и важность соблюдения дисциплины.
- Наказание – данный метод в настоящее время используется все реже, воспитатели уходят от наказания, как несущего в себе негатив. Современная дошкольная педагогика, направленная на гуманизацию системы образования, признает метод наказания как малоэффективный, отрицательный и примитивный.
- Требование – направляет деятельность ребенка в нужное русло, особенно часто требования используются в рамках организованной и систематической воспитательно-образовательной деятельности (например, НОД). Посредством требования, воспитатель организует и руководит различными видами детской деятельности. Требования должны быть заранее продуманными и обоснованными.
- Поручение – позволяют выработать у ребенка дошкольника такие важные личностные качества как ответственность, самостоятельность и аккуратность. Посредством поручения, педагог учит детей слушать и подчиняться.
Ведущими формами воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста выступают: праздники, прогулки, экскурсии, посещение музеев и театров, просмотре фильмов и т.д.
Правила поддержания дисциплины
Для того, чтобы процесс воспитания дисциплинированности был эффективным, необходимо соблюдать ряд правил:
- Родители (семья) и воспитатели ДОУ должны взаимодействовать друг с другом, для того чтобы использовать единые методы и средства воспитания, предъявлять согласованные требования к ребенку.
- В работе с детьми следует использовать дружелюбный тон, избегать наказаний и чрезмерной строгости. Требования, поручения и т.д., необходимо объяснять ребенку, выделяя значимость его выполнения.
- Педагогическое взаимодействие с детьми должно быть основано на взаимном уважении и доверии.
- Если ребенку что-то запрещается, то необходимо предлагать ему альтернативу. Например, если запрещено рисовать на обоях, то необходимо показать место, где он может это делать.
- Необходимо помнить, что силовые методы, запреты без объяснений и неразумные наказания не принесут желаемого результата, они лишат ребенка уверенности в своей самостоятельности и самом себе.
- Помнить о том, что наиболее действенным методом воспитания является собственный пример.
- Все установленные правила должны быть понятны и доступны ребенку.
- Мотивируйте ребенка. Ребенок не понимает, зачем ему убирать игрушки в своей комнате, если скоро он снова их достанет для игры. Предложите ребенку прогулку в парке и вместе с ним потратьте время на поиски нужной вещи среди разбросанных по комнате вещей. Ребенок поймет, что прогулка может не состояться из-за того, что кругом беспорядок.