Программа Step by step
Step by step – инновационная программа, предоставляющая возможность раскрывать способности детей, привлекающая семью к участию в деятельности детского сада, отражающая культурные ценности и успешно их развивающая.
Международную программу Step by step разработали специалисты Джорджтаунского университета Вашингтона на основании классических теорий развития ребенка Выготского Л.С., Пиаже Ж., Эриксона Э. с использованием передовых педагогических технологий.
Из-за реформ и демократизации общества в 28 странах мира была внедрена эта новая технология в дошкольных образовательных учреждениях с новым мышлением и подходом к образованию детей XXI века.
Необходимо сказать, что миссией программы Step by step является поддержка и развитие процессов гуманизации и демократизации образования через использование оригинальных методик, не имеющих аналогов в мире, так как она представляет квинтэссенцию лучших методик, базирующихся на теориях таких выдающихся педагогических деятелей как Эриксон, Пиаже, Выготский, Монтессори.
Перед программой стоят четыре основные задачи:
- воспитать людей, готовых учиться на протяжении всей жизни;
- создать среду обучения, которая бы базировалась на взаимоуважении и демократических принципах;
- обеспечить практические приемы развития с гарантией их непрерывности;
- обеспечить приобретение детьми академических, художественных, этических и практических знаний, которые нужны, чтобы жить в демократическом обществе.
Иными словами, при изучении инновационных технологий, можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией и характером деятельности педагога направляется не только на то, чтобы вооружить детей рядом конкретных знаний, но и на их разностороннее воспитание.
Долгое время дошкольное образование ориентировалось исключительно на познавательное развитие детей. Но дошкольный возраст предназначен не только и не столько для овладения ребенком знаний, а для становления базовых свойств его личности. Основной приоритет сегодня – это личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей: принимать и поддерживать его индивидуальность, интересы, потребности, развитие творческих способностей и его эмоциональное благополучие.
Инновационная технология Step by step способствует организации учебно-воспитательной деятельности, создавая благоприятные условия для преемственности воспитания и обучения детей, формирует позитивный микроклимат в ситуации кризисного перехода одного возраста в другой. Можно сказать, что будущее образования в период дошкольного детства заключается в создании и воплощении в жизнь новых программ обучения, которые дифференцируются для отдельных возрастных групп учащихся, учитывают индивидуальные способности и потребности каждого ребенка.
Программа Reggio Emilia
ФГОС провозглашает ряд основных принципов современного российского образования дошкольников, совпадающих с концептуальными идеями педагогической системы Reggio Emilia.
Reggio Emilia – это не воспитательная теория, методика или модель, которая может быть легко перенесена в любой детский сад. Она представляет собой опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым в современном мире итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Эта система представляет собой место для совместных открытий и опытов. Лорис Малагуццы – основатель Reggio подхода считал, что детей не следует пичкать большим объемом готовых знаний, что и является ключевым принципом подхода.
Существенными источниками познания выступают наблюдение, слушание и творческий акт. Получение знаний представляет постоянный процесс обогащения личности различными ощущениями и информацией. Взгляд и собственный угол зрения всегда являются субъективными и неполными. Накопление разных взглядов и обмен этими взглядами дают возможности объективирования знаний.
В основе системы Reggio Emilia использованы идеи итальянских педагогов Спаджиари С., Веки В., Родари Дж. Также данная система продолжила идеи позитивистско-антропологической теории М. Монтессори, с использованием элементов психологической теории стадиального развития интеллекта при активном взаимодействии с окружающими Ж. Пиаже и других.
Педагогика системы Reggio Emilia развивает идею уникальности и непреходящей ценности детства. Особое внимание обращают на уникальность каждого языка, кода, посредством которого ребенок может общаться с окружающим миром и строить себя. Разные коды помогают ребенку осваивать когнитивный, художественно-образный и социальный миры. Особенность детства подчеркнута особым отношением ко времени, растянутостью и неспешностью жизни детей, возможностью посмотреть новым взглядом на прошлый опыт.
В соответствии с концепцией Reggio Emilia:
- ребенка воспринимают в качестве полноценной самостоятельной личности, способной изучать и исследовать мира на основании своего врожденного интереса к окружающему. Ребенок силен и сведущ;
- педагог является со-исследователем, соавтором, наблюдателем, главная задача которого – увидеть интересы детей, их потребности и на основании этого выстроить занятия, предлагать актуальные темы, материалы и инструменты для их познания;
- обучение строится на принципах проектной деятельности, когда педагоги совместно с детьми изучают интересующую тему, на базе которой они погрузятся максимально глубоко в предмет;
- среда должна быть открытой и богатой играми и материалами, подталкивающими детей к самостоятельности исследований. Среда является еще одним учителем.
Иными словами, дети должны иметь много путей и способов выражения себя. В рамках реализации инновационного проекта предполагается расширение дополнительных образовательных услуг посредством разработки адаптированных программ. В первую очередь должны разрабатываться программы, направленные на физическое и художественно-творческое развитие детей.