Спартанская система физического воспитания
Воспитание - это целенаправленный процесс по передаче подрастающему поколению накопленного опыта.
Основу спартанского воспитания составляло физическое развитие тела, в связи с чем обучению грамоте отводилось несколько меньшее внимание. Достаточным было сформировать у детей первичные элементарные навыки чтения и письма. Основным же было воспитание выносливости, терпимости, стойко переносить различные лишения, боль и холод. Именно закаленное тело спартанского воина являлось конечной целью всей системы воспитания.
Воспитание ребенка начиналось с того момента, когда отец приносил своего новорожденного сына на обозрение старейшин. В процессе осмотра ребенка старейшины решали, кем он будет, если ребенок был крепок физически, то ему позволяли стать полноправным гражданином Спарты, если же ребенок был хил, то его причисляли в ряды рабов. Вне зависимости от того, куда было принято решение отдать ребенка, до 7-ми лет он воспитывался в семье.
Данный обычай в настоящее время кажется диким, но в то время, когда каждый воин был опорой для сохранения свободы народа и суверенитета государства, именно он гарантировал формирование дееспособной армии.
С 7-ми лет мальчиков селили в казарму, где они воспитывались по особой спартанской системе физического и духовного воспитания.
Здоровье укреплялось холодом, дети спали на соломенных тюфяках и не носили теплой одежды вовсе. Смирение формировалось лишениями и голодом, а терпение посредством превозмогания боли. Не всем детям было суждено пройти такие испытания.
Каждый этап воспитания был сопряжен с этапами взросления детей, и соответственно, возрастала физическая нагрузка, а испытания ужесточались.
Для того, чтобы стимулировать молодых людей на тренировки и прохождение испытаний, проводили специальные турниры между воспитанниками. Победителей таких турниров и состязаний громко чествовали и прославляли. Во время соревнований перед воспитанниками ставилась задача – победить любой ценой. Не запрещалось, а напротив, поощрялось нанесений увечий во время борьбы.
В возрасте 15-16 лет, воспитанники получали звание криптиян. Такое звание позволяло юношам принимать участие в военных действиях. Этот период был наиболее ответственным в жизни каждого юноши, так как они все проходили своеобразное посвящение в воины, посредством тяжелых испытаний и участия в военных действий. Воспитанники не просто учились выживать в любых условиях, но и учились самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя необходимым пропитанием и одеждой.
Те воспитанники, которые успешно прошли весь процесс воспитания, имели право приступать к глубокому освоению военного искусства, которое преподавалось на дальнейших этапах воспитания. На последующих этапах воспитания, физические нагрузки являлись неотъемлемой частью жизни воспитанников.
Спартанская система воспитания была предусмотрена не только для мальчиков, но и для девочек. Согласное мнению старейшин, только лишь физически крепкие девочки могли вырасти в физически крепких женщин и родить здоровое и полноценное потомство.
В Спарте было равноправие полов, которое заключалось в том, что при желании девушка могла вместе с юношами изучать военное искусство и даже принимать участие в военных действиях.
Особенности спартанского воспитания
Особенности системы воспитания в Спарте обусловлены спецификой античного времени. В настоящее время спартанская система воспитания также используется, но она значительно адаптирована под современные требования. Многие родители до сих пор считают, что только воспитание, основанное на принципах Спарты, способно взрастить настоящего мужчину.
Основные принципы спартанской системы воспитания:
- воспитание в коллективе;
- строгая дисциплина;
- значительные физические нагрузки;
- телесные наказания;
- закаливание;
- беспрекословное подчинение старшим и уважительное отношение к ним;
- обучение действительно необходимым и востребованным практическим навыкам жизни;
- наставничество.
Одной из самых интересных и удивительных особенностей спартанского воспитания, является то, что воспитанию девушек уделялось значительное внимание. Все женщины Спарты отличались своим патриотизмом и отвагой, их воспитывали, так же, как и юношей, в военном духе. Каждая девушка и женщина прекрасно владели разными видами оружия, имели крепкое здоровье и физически развитое, натренированное тело.
Несмотря на все равенство, спартанская женщина, не должна была быть подобной мужчине. Ее основное предназначение заключалось в том, чтобы рожать физически здоровых детей и вдохновлять их на подвиги.
Основные качества, которые ценились в спартанской женщине:
- умение грамотно вести домашнее хозяйство;
- нравственность;
- верность супругу.
Благодаря такому воспитанию спартанские женщины были более свободными, нежели в соседних государствах. Женщины Спарты принимали активное участие в общественной жизни. Несмотря на всю свободу, они не были распущенными.
Еще одной отличительной особенностью спартанского воспитания является преемственность поколений, выражающаяся в наставничестве. Каждый зрелый воин должен был иметь несколько учеников, которых он обучал индивидуально. Каждому ученику воин передавал свои знания и опыт, накопленные годами.
Наставничество было полезно не только потому, что оно способствовало воспитанию настоящего воина, обладающего навыками ведения бои, но и потому, что оно способствовало формированию у подрастающего поколения уважительного и смиренного отношения к старшим.
Плюсы и минусы спартанского воспитания
Положительные стороны спартанской системы воспитания:
- Способствует воспитания выносливого и закаленного ребенка, способного с достоинство терпеть боль и сдерживать слезы.
- Формирование самостоятельности, которую воспитанники способны применять во всех сферах своей жизнедеятельности.
- Дисциплинированность, выработанная постоянными тренировками.
- Физически развитое и тренированное тело, крепкое здоровье, выработанные, на основании совершения ежедневных физических упражнений.
- Ответственность, сформированная посредством постоянных испытаний, лишений и ограничений.
Несмотря на то, что спартанская система воспитания имеет ряд преимуществ, она также имеет и некоторые недостатки, которые необходимо учитывать, так как они могут привести к негативным последствиям.
Недостатки спартанской системы воспитания:
- Чрезмерная и излишняя агрессивность.
- Возможная потеря взаимопонимания между поколения (особенно если воспитание было неоправданно суровым).
- Проявление асоциального поведения.
- Замкнутость и проблемы в общении со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.
- Неумение самостоятельно принимать решения.
- Возникновение неосознанных рефлексов в виде энуреза или заикания.