Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные тенденции развития воспитания за рубежом и в России

Определение 1

Воспитание – это систематический и целенаправленный процесс по передаче накопленного опыта от поколения к поколению.

Процесс воспитания является одной из важнейших сфер современного общества. От того как функционирует система воспитания зависит культурное состояние общества. Именно поэтому система воспитания находится в постоянном развитии. Разрабатываются и внедряются инновационные методы, средства, приемы и технологии воспитания.

История развития системы воспитания за рубежом

Впервые вопрос о необходимости целенаправленного воспитания возник в первобытном обществе. В этот период начало формироваться общество, члены которого должны были соблюдать определенные нормы и правила. Для того, чтобы ребенок смог стать полноценным членом первобытного общества, ему необходимо было усвоить общепризнанные нормы и правила.

Первоначально воспитанием занимались старейшие члены семьи. Посредством общения с детьми, они передавали им свои знания и накопленный годами опыт.

В Риме и Древней Греции педагогическая теория и практика достигают достаточно высокого уровня. Воспитанием подрастающего поколения занимаются уже специально обученные этому ремеслу люди. Однако семейное воспитание не теряет своей актуальности.

В Спарте и Афинах формируются такие системы воспитания, которые и в настоящее время не теряют своей востребованности, однако теперь их используют не в «чистом» виде, а с адаптацией под современные условия и реалии.

Следующей ступенью развития воспитания за рубежом является эпоха Средневековья. В этот период в основе система воспитания стоит религия. Главенствующая роль в воспитании принадлежит монастырям и церквям.

Эпоха Возрождения знаменуется большими открытиями в области педагогики. Многие выдающиеся деятели (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег и др.) пишут фундаментальные труды, являющиеся востребованными и в настоящее время.

«Современные тенденции развития воспитания за рубежом и в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие отечественной системы воспитания

Зарождение организованной системы воспитания в России, относится к VII-IX вв. Обусловлено это возникновением письменного славянского языка. Большую роль в ее создании сыграли братья Мефодий и Кирилл, которые помимо письменности открыли первую школу, в которой преподавали на славянском языке, что делало процесс воспитания более простым и понятным.

Особый прогресс в воспитании отмечается во второй половине XVI в., когда начинают открываться школы при монастырях. В качестве основного дидактического материала используется Священное писание. Воспитание опирается на религию и богослужение.

Повсеместное открытие школ, постепенно делает процесс получения образования, и соответственно, целенаправленного воспитания, доступным не только для детей дворян и мещан.

Особый прорыв в воспитательной системе России, приходится на 60-80 гг. XIX в. В этот период создается и издается большое количество фундаментальных педагогических трудов, которые рассматривают систему воспитания как основополагающую систему по подготовке подрастающего поколения. Большой вклад внесли такие ученые-педагоги, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и т.д.

Советский период представляет собой особый период в истории развития отечественной системы воспитания. Воспитание той поры базируется на формировании у детей таких качеств как трудолюбие, коллективизм, взаимоподдержка, толерантность и т.д. Впервые воспитания осуществляется государством и полностью отделяется от церкви. Значительный вклад в развитие отечественной системы воспитания на данном этапе внес А.С. Макаренко, который придавал большое значение «воспитанию в труде».

Существующая в настоящее время система воспитания, берет за основу советскую воспитательную систему. Особенностью является ориентация на гуманизации и демократизации воспитательного процесса.

Характеристика основных современных тенденций развития воспитания в России и за рубежом

На современном этапе можно выделить ряд тенденций развития воспитания. Данные тенденции развития присущи как отечественному, так и мировому воспитательному процессу:

  1. Демократизация – направленность на предоставление каждому воспитаннику возможности реализовать свои права на свободное получение образования.
  2. Непрерывность – воспитательный процесс осуществляется всеми образовательными учреждениями, на всех ступенях (дошкольная, начальная школа, средняя школа и т.д.), систематически и непрерывно. Непрерывность подразумевает также предоставление ребенку возможности получить необходимые знания и умения в рамках учебного заведения, а вот процесс самовоспитания необходимо осуществлять постоянно на протяжении всей жизни.
  3. Диверсификация – расширение возможностей воспитательной системы, ее соответствие современным потребностям общества и государства в подготовке подрастающего поколения.
  4. Индивидуализация – процесс воспитания должен ориентироваться на индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка, учитывать его возрастные и интеллектуальные особенности.
  5. Интернационализация – ориентация на воспитания у детей гордости за свой народ, свою историю, культуры и традиции, с одновременным уважительным отношением к другим национальностям. Включает в себя воспитание у детей таких личностных качеств как терпимость и толерантность.
  6. Гуманизация – подразумевает уважительное отношение к личности каждого воспитанника, вне зависимости от его возраста. Воспитание направлено на сохранение и укрепление у каждого ребенка чувства собственного достоинства, развитие личностного потенциала.
  7. Стандартизация – система воспитания ориентирована на соблюдение государственных образовательных Стандартов.
  8. Вариативность (или многовариантность) - означает создание в воспитательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование воспитанников к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению.
Замечание 1

Таким образом, система воспитания в России подвергается той же модернизации и переживает те же трудности, что и системы воспитания во многих европейских странах.

Дата последнего обновления статьи: 31.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot