Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников

Сущность музыкального воспитания. Виды технологий музыкального воспитания

Определение 1

Технология – это процесс производства продукта посредством использования технических средств.

Определение 2

Музыкальное воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности ребенка через воздействие музыкального искусства, то есть формирования интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке и передача опыта музыкальной деятельности.

Для разрешения основной задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста, музыкальные руководители пользуются в своей работе новыми программами и технологиями в разных видах музыкальной деятельности.

Виды технологий:

  • развитие процессов восприятия;
  • развитие певческой культуры;
  • детское музицирование;
  • развитие детского творчества;
  • здоровьесбережение;
  • метод проектов;
  • ИКТ.

Развитие процессов восприятия, или слушание

Процесс восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности детей. Восприятие музыки, как эмоциональное, так и осознанное, полнее всего формируется при использовании методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

На сегодняшний день единственная программа по слушанию музыки -«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Репертуар, подобранный для данной программы, дает возможность выстроить занятия вокруг одной из тем, объединенных сюжетом, сказкой или игрой. Содержание ее описано в 6 темах, каждую из которых изучают на протяжении 1-2 месяцев, а затем повторяют в каждой возрастной группе на новом материале:

  • выражение музыкой настроения, чувств, характера людей;
  • песни, танцы, марши;
  • рассказ в музыке о животных и птицах;
  • музыка и природа;
  • музыкальные сказки;
  • музыкальные инструменты и игрушки.
«Современные технологии музыкального воспитания дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Технология развития певческой культуры

Данная технология направлена на то, чтобы ребенок и вокальный коллектив, образованный в результате занятий, пришел к пению, как естественному моменту своего становления, а не как к одному из показателей выученного и отработанного. Готовых программ по пению для дошкольников не существует, поэтому в основном используются авторские программы и методики:

  1. методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А.А. Евдотьевой, которое предполагает использование игровых практических приемов, которые позволяют развивать музыкальный слух ребенка посредством игровых распевок;
  2. сборник «Учите детей петь» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной – методики обучения детей пению младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  3. С.И. Мерзлякова «Учим детей петь» - пособие, соответствующее ФГОС ДО. В данном пособии приведены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей в возрасте 5-6 лет. Репертуар соответствует возрастным особенностям детей. Тематический и обучающий диапазоны упражнений и песен расширены благодаря дополнительному материалу.

Критериями оценки выступают:

  • выразительность звучания и интерес к певческой деятельности;
  • осознание содержания и языка исполняемого произведения;
  • степень развития основных певческих функций – чистоты интонирования, дыхания, четкости дикции, правильности звукообразования;
  • работа артикуляционного аппарата.

Технология детского музицирования

Определение 3

Музицирование – это разнообразные типы музыкально-практической деятельности дошкольников.

К такой деятельности относят:

  • инструментальное музицирование – включает исполнения музыкальных произведений на простейших музыкальных инструментах;
  • освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах.

Технология развития детского творчества

Основание данной инновационной технологии – комплексная деятельность, которая объединяет несколько разделов музыкального воспитания:

  • музыкально-ритмические движения – наиболее эффективны для воспитания детей, помогают раскрыть их способности, развивать слух, чувство ритма, учат восприятию языка музыкальных образов;
  • театральная деятельность – основывается на взаимодействии детей со взрослыми, в процессе которого ребенок развивается творчески, идет формирование всех сторон его личности;
  • импровизация – особый тип творческой деятельности, в котором совпадает процесс и продукт, иными словами, импровизация представлена процессом создания продукта без предварительной подготовки. Музыкальная импровизация в этом смысле несет в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.

На сегодняшний день недостаточно внимания уделяют развитию импровизации, в качестве одного из видов деятельности детей.

Другие технологии

Здоровьесбережение – педагогические приемы и методы, при использовании которых улучшается здоровье детей или которые не наносят им прямой или косвенный вред.

Метод проектов – стимулирует интерес детей к определенному перечню проблем, предполагающему необходимость владения некоторым объемом знаний, через которые может быть решено несколько проблем, показано практическое применение полученных знаний.

Особенность проектной деятельности дошкольников – невозможность самостоятельного поиска информации ребенком, невозможность отразить противоречия в окружающих условиях. Поэтому основная цель метода проектов в ДОУ – развивать свободную творческую личность.

ИКТ – информационно-компьютерные технологии. Воспитанники благодаря ИКТ превращаются из пассивных слушателей в активных участников процесса, занятия становятся ярче, насыщеннее и интереснее.

Использование ИКТ дает возможность сделать процесс обучения и развития ребенка эффективнее, открыв ряд новых возможностей музыкального образования не только для детей, но и для музыкальных руководителей.

Использование на занятиях музыкой в ДОУ современных компьютерных технологий и методик обеспечивает разностороннее личностное развитие детей благодаря тесной взаимосвязи музыкально-эстетического воспитания и нравственного, умственного и физического.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot