Сущность музыкального воспитания. Виды технологий музыкального воспитания
Технология – это процесс производства продукта посредством использования технических средств.
Музыкальное воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности ребенка через воздействие музыкального искусства, то есть формирования интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке и передача опыта музыкальной деятельности.
Для разрешения основной задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста, музыкальные руководители пользуются в своей работе новыми программами и технологиями в разных видах музыкальной деятельности.
Виды технологий:
- развитие процессов восприятия;
- развитие певческой культуры;
- детское музицирование;
- развитие детского творчества;
- здоровьесбережение;
- метод проектов;
- ИКТ.
Развитие процессов восприятия, или слушание
Процесс восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности детей. Восприятие музыки, как эмоциональное, так и осознанное, полнее всего формируется при использовании методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
На сегодняшний день единственная программа по слушанию музыки -«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Репертуар, подобранный для данной программы, дает возможность выстроить занятия вокруг одной из тем, объединенных сюжетом, сказкой или игрой. Содержание ее описано в 6 темах, каждую из которых изучают на протяжении 1-2 месяцев, а затем повторяют в каждой возрастной группе на новом материале:
- выражение музыкой настроения, чувств, характера людей;
- песни, танцы, марши;
- рассказ в музыке о животных и птицах;
- музыка и природа;
- музыкальные сказки;
- музыкальные инструменты и игрушки.
Технология развития певческой культуры
Данная технология направлена на то, чтобы ребенок и вокальный коллектив, образованный в результате занятий, пришел к пению, как естественному моменту своего становления, а не как к одному из показателей выученного и отработанного. Готовых программ по пению для дошкольников не существует, поэтому в основном используются авторские программы и методики:
- методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А.А. Евдотьевой, которое предполагает использование игровых практических приемов, которые позволяют развивать музыкальный слух ребенка посредством игровых распевок;
- сборник «Учите детей петь» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной – методики обучения детей пению младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- С.И. Мерзлякова «Учим детей петь» - пособие, соответствующее ФГОС ДО. В данном пособии приведены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей в возрасте 5-6 лет. Репертуар соответствует возрастным особенностям детей. Тематический и обучающий диапазоны упражнений и песен расширены благодаря дополнительному материалу.
Критериями оценки выступают:
- выразительность звучания и интерес к певческой деятельности;
- осознание содержания и языка исполняемого произведения;
- степень развития основных певческих функций – чистоты интонирования, дыхания, четкости дикции, правильности звукообразования;
- работа артикуляционного аппарата.
Технология детского музицирования
Музицирование – это разнообразные типы музыкально-практической деятельности дошкольников.
К такой деятельности относят:
- инструментальное музицирование – включает исполнения музыкальных произведений на простейших музыкальных инструментах;
- освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах.
Технология развития детского творчества
Основание данной инновационной технологии – комплексная деятельность, которая объединяет несколько разделов музыкального воспитания:
- музыкально-ритмические движения – наиболее эффективны для воспитания детей, помогают раскрыть их способности, развивать слух, чувство ритма, учат восприятию языка музыкальных образов;
- театральная деятельность – основывается на взаимодействии детей со взрослыми, в процессе которого ребенок развивается творчески, идет формирование всех сторон его личности;
- импровизация – особый тип творческой деятельности, в котором совпадает процесс и продукт, иными словами, импровизация представлена процессом создания продукта без предварительной подготовки. Музыкальная импровизация в этом смысле несет в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.
На сегодняшний день недостаточно внимания уделяют развитию импровизации, в качестве одного из видов деятельности детей.
Другие технологии
Здоровьесбережение – педагогические приемы и методы, при использовании которых улучшается здоровье детей или которые не наносят им прямой или косвенный вред.
Метод проектов – стимулирует интерес детей к определенному перечню проблем, предполагающему необходимость владения некоторым объемом знаний, через которые может быть решено несколько проблем, показано практическое применение полученных знаний.
Особенность проектной деятельности дошкольников – невозможность самостоятельного поиска информации ребенком, невозможность отразить противоречия в окружающих условиях. Поэтому основная цель метода проектов в ДОУ – развивать свободную творческую личность.
ИКТ – информационно-компьютерные технологии. Воспитанники благодаря ИКТ превращаются из пассивных слушателей в активных участников процесса, занятия становятся ярче, насыщеннее и интереснее.
Использование ИКТ дает возможность сделать процесс обучения и развития ребенка эффективнее, открыв ряд новых возможностей музыкального образования не только для детей, но и для музыкальных руководителей.
Использование на занятиях музыкой в ДОУ современных компьютерных технологий и методик обеспечивает разностороннее личностное развитие детей благодаря тесной взаимосвязи музыкально-эстетического воспитания и нравственного, умственного и физического.