Нормативная база правового образования в средней школе
Правовое образование – это целенаправленно организуемый, преднамеренный педагогический процесс влияния на человеческое сознание посредством системы специально созданных правообразовательных средств и методов, с целью формирования высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Основой правового образования является идея о полноценном участии личности в процессе решения общественно важных задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает в себе процесс формирования навыков социальной практики и глубокое усвоение основ социальных наук. Именно в этом контексте может развиваться и протекать самоопределение личности, ее духовный рост. В связи с этим одной из основных задач правового образования является оказание ребенку помощи в обретении себя в качестве личности, избегании маргинализации, становлении его в качестве участника экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.
Приоритетным в правовом образовании является аспект нравственного развития личности, его реализация играет важную роль на каждой ступени образовательного процесса – начиная дошкольным и заканчивая средним полным общим образованием. Ребенку необходимо научиться самоидентифицировать себя как полноправного участника созидательного развития общества.
Иными словами, сегодня правовое образование может рассматриваться в качестве условия формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Главная цель правового образования – воспитать гражданина, который живет в демократическом обществе. Такой гражданин должен иметь определенный объем знаний (политических, правовых, экономических и пр.), ценностей (уважение прав человека, толерантность, личное достоинство и пр.), а также хотеть принимать участие в общественно-политической жизни.
Важная цель правового образования – социализировать школьников. Правовые знания и умения, которые были ими приобретены, должны соответствовать характеру и стилю их поведения и их взаимоотношениям с окружающими. Подросткам необходимо уметь давать нравственную оценку каждому компоненту жизни, общества, истории, культуры. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы индивида.
Наиболее важная задача правового образования – сформировать у учеников позитивное правосознание. Должно быть сформировано отношение к праву в качестве важного условия и механизма осуществления социальной справедливости, средства защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.
Основная задача правового образования – ознакомить учеников с наиболее распространенными и доступными понятиями и сформировать у них элементарные представления об обществе в целом и, в частности, об их малом сообществе. У младших школьников должны быть сформированы представления о человеке в качестве главной общественной ценности, дана начальная информация о Конституции РФ, роли права в человеческой жизни, правах взрослых и детей.
Основными формами работы с учениками выступают наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, обсуждения и обыгрывания проблемных ситуаций, ролевые игры и дискуссии, сочинения и сообщения по той или иной проблеме и пр.
Выпускнику современной школы необходимо обладать не только некоторым объемом знаний и развитым формальным интеллектом, но и рядом других способностей: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, а также выстраивать собственную траекторию жизни, должен обладать опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Содержание и структура правового образования в школе
Правовое образование не может реализовываться только в рамках учебного курса. Гораздо эффективнее включать компоненты правового образования в тематику разных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также определенный уклад школьной жизни.
Специфика содержания правового образования дает возможность реализовывать его в следующих формах:
- предметная, ее основа – курсы граждановедения, а после – обществознания;
- межпредметная, в которой основное содержание гражданско-правового образования включено в серия предметов общего образования. Сюда включена история, литература, естественно-математический цикл, ОБЖ, физкультура и пр.;
- воспитательная;
- институциональная, то есть тип организации школьного сообщества, в котором реализовано гражданско-правовое образование.
На основании программы развития, профиля и реальных возможностей образовательного учреждения, курс права с 1 по 11 класс можно выстраивать следующим образом:
- в качестве систематического курса;
- в качестве модульного курса, вместе с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществознания;
- в качестве части интегрированного курса.
Достижение общих целей правового образования может обеспечиваться, если право выделено в самостоятельный предмет в учебном плане в основной и старшей школе.
Предпочтительнее использовать различные форматы построения курса на каждой ступени общего образования, например:
- начальная школа – в качестве части интегрированного курса или небольшого модульного курса;
- 5-6 класс – в качестве интегрированного курса пропедевтического характера, которым закладываются основы для изучения в последующие годы не только правового, но и других курсов обществоведческого цикла;
- 7 класс – вводный правовой курс – понятия морали, права, справедливости, равенства, прав человека, несовершеннолетних и пр.;
- 8-9 класс – систематический курс «Основы правовых знаний»;
- 10-11 класс – в зависимости от профиля школы, класса и индивидуального учебного плана обучающегося права может быть представлено курсами разного объема и сложности, например, самостоятельный курс «Правоведение», специализированные курсы «Право и экономика», «Право и демократия» и пр.