Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Содержание и особенности метода изучения продуктов деятельности детей

Анализ продуктов деятельности ребенка в детской психологии

Определение 1

Анализ продуктов деятельности ребенка – это метод получения информации, касающейся внутреннего мира ребенка, его психологического состояния на основании исследования результатов ее деятельности и творчества, например, рисунков, сочинений и пр.

Важную информацию, касающуюся внутреннего мира ребенка, его отношения к окружающей действительности, особенностей восприятия и о других сторонах психики, предоставляют результаты анализа продуктов деятельности детей. Данный метод базируется на методологическом принципе единства сознания и деятельности, в соответствии с которым детская психика не только формируется в деятельности, но и проявляется в ней.

Замечание 1

Предмет анализа – продукты изобразительной и конструктивной деятельности, рассказы и сказки и пр.

Результаты самостоятельной детской деятельности, особенно, которые были созданы ими по своему замыслу, - значимый материал для выводов, касающихся разных сторон психического развития ребенка. Это помогает выяснить особенности восприятия, представлений детей, касательно предметов, которые они изобразили. Детские рисунки позволяют рассуждать о степени их умственного развития.

Изучая рисунки, следует обращать внимание на их сюжет, содержание, манеру изображения и процесс рисования.

Особенно важный диагностический показатель – цвет, который преобладает на рисунке. Обычно положительное отношение к изображаемому выражается желтым, оранжевым, красным, голубым или зеленым цветом.

Также важный и говорящий исследовательский материал представляют сказки, сочиненные ребенком. Они могут свидетельствовать о степени развития у него воображения, связной речи, интересов, сформированности этических норм и моральных суждений и пр.

«Содержание и особенности метода изучения продуктов деятельности детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данный метод используется в детской психологии в качестве вспомогательного, так как, базируясь исключительно на его данных, исследователь может ошибаться. Поэтому части данного метода обычно используются в качестве составной части других методов, например, экспериментальных, или наблюдения, так как психолог будет видеть не только продукт деятельности, но и весь процесс его создания.

Формальные показатели продукта деятельности ребенка

К показателям, подлежащим изучению, относят:

  • сила нажима на карандаш;
  • особенности изображенных линий;
  • размер рисунка;
  • расположение рисунка на листе бумаги;
  • степень детализированности рисунка;
  • различные дополнительные особенности.

Сила нажима на карандаш выступает показателем психомоторного тонуса:

  • слабый нажим говорит об астении, пассивности, иногда депрессивном или субдепрессивном состоянии;
  • сильный нажим говорит об эмоциональной напряженности, ригидности, импульсивности;
  • сверхсильный нажим свидетельствует о конфликтности, гиперактивности, иногда агрессивности, остром возбуждении, пограничном или психотическом состоянии;
  • если нажим сильно варьируется, можно говорить об эмоциональной лабильности ребенка;
  • колебания нажима особенно сильные – можно предполагать эмоциональную неустойчивость, иногда острое состояние.

Особенности линий:

  • штриховые линии предполагают тревожность;
  • множественные – тревогу в качестве состояния на момент обследования, стресс, импульсивность;
  • эскизные линии – желание взять тревогу под контроль, держать себя в руках;
  • промахивающиеся линии, не попавшие в нужную точку – говорят об импульсивности, органическом поражении мозга, иногда гиперактивности;
  • линии, не доводимые до конца, говорят об астении и импульсивности;
  • искаженные линии свидетельствуют об органическом поражении мозга, импульсивности, иногда психическом заболевании.

Размер рисунков:

  • увеличенный размер рисунка: изображение человека занимает более 2/3 листа в высоту, несуществующее животное на весь лист обозначает тревогу в качестве состояния на момент обследования, стрессового состояния, импульсивности, гиперактивности;
  • уменьшенный размер, если рисунок занимает менее 1/3 листа в высоту, обозначает депрессию, низкую самооценку;
  • рисунок варьирует по размеру – эмоциональная лабильность.

Расположение рисунка на листе бумаги:

  • рисунок смещен вверх и располагается в верхней половине листа, но не в углу – говорит о повышенной самооценке, возможно, компенсаторном, стремлении к высоким достижениям;
  • смещен вниз – сниженная самооценка;
  • смещение вбок – говорит об органическом поражении мозга, если рисунок выходит за край листа – ребенок импульсивен, проявляет острую тревогу, иногда говорит о пограничном, невротическом или психотическом состоянии;
  • рисунок в углу листа – проявление репрессии или субрепрессии.

Тщательные и детилизированные рисунки:

  • много разнообразных деталей говорит о демонстративности, живом воображении, творческой направленности;
  • повышенная тщательность и множество однотипных деталей – говорит о ригидности, тревожности, иногда перфекционизме, эпилептоидной акцентуации, органических поражениях мозга;
  • мало деталей, изображение схематично – свидетельствует об астении, импульсивности, низкой эмоциональности, негативизме, отрицательном отношении к обследованию, интровертности, замкнутости, иногда депрессии или субдепрессии, шизоидной акцентуации, сниженном уровне умственного развития;
  • небрежные рисунки говорят об импульсивности и низкой мотивации, иногда органических поражениях мозга, негативизме, отрицательном отношении к обследованию;
  • детализированность рисунков говорит об эмоциональной лабильности, разном эмоциональном отношении к изображаемым персонажам;
  • увеличенное число и разнообразие деталей говорит о положительном отношении;
  • увеличение количества однообразных деталей – напряженные отношения;
  • минимум деталей – отрицательное отношение.

Дополнительные особенности рисунков:

  • стирание и исправление линий свидетельствует о тревоге в качестве основного состояния в момент обследования, стрессе, эмоциональной напряженности, тревожности, неуверенности в себе, иногда перфекционизме;
  • штриховка рисунка простым карандашом выражает тревожность в качестве личностной черты, тревоги как состояния в момент обследования, художественный прием у людей, которые учатся рисовать.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot