Анализ воспитательной работы – это неотъемлемый компонент организации и реализации педагогического процесса, направленный на выявление особенностей протекания воспитательной работы, полученных результатов, определение возможных недостатков и их последующее устранение, посредством целенаправленного педагогического воздействия.
Современная педагогика предъявляет к анализу воспитательной работы различного рода требования.
Сущность и структура анализа воспитательной работы
Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию эффективной воспитательной среды и управление различными видами деятельности детей, направленная на гармоничное и всестороннее развитие личности.
Педагог в детском коллективе (классе, группе и т.д.) выполняет и воспитательную, и управленческую функции.
Структура анализа воспитательной работы представляет собой непрерывный цикл, состоящий из следующих этапов:
- первоначальный анализ исходного состояния среды, воспитательных ресурсов, объектов и субъектов воспитания;
- текущий анализ воспитательного процесса;
- заключительный анализ динамики изменений.
Анализ воспитательной работы, по мнению педагогов-практиков, является наиболее трудоемким процессом, по сравнению с планированием и организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что анализ требует от педагога наличия ряда личностных и профессиональных качеств.
Сущность анализа воспитательной работы состоит в реализации эффективных методов воспитательной деятельности, в соответствии с поставленными целями и задачами.
Задачи анализа воспитательной работы:
- Определение причин, по которым происходит отклонение воспитательного процесса от установленных стандартов.
- Определение наиболее эффективных методов и форм воспитательной работы.
- Выявление и оценка ресурсного обеспечения воспитательной работы в рамках конкретного образовательного учреждения.
Таким образом, анализ воспитательной работы, представляет собой составную часть управленческой деятельности, направленной на выявление качества воспитательной работы, осуществляемой определенным педагогом (специалистом).
Анализ воспитательной работы подразумевает выполнение следующих действий:
- постановка четкой и конкретной цели;
- определение и характеристика основных элементов воспитательной работы;
- -определение наиболее эффективных условий организации и реализации;
- определение критериев оценки успешности воспитательной работы;
- разработка методик, необходимых для исследования полученных результатов;
- сбор информации, необходимой для успешного осуществления воспитательной работы;
- оформление и представление результатов, их анализ.
Методы осуществления анализа отдельных форм воспитательной работы
Основными методами анализа воспитательной работы являются:
- Системный метод – подразумевает такой анализ воспитательной работы, при котором она выступает в виде системы. Под системой в данном случае понимают совокупность составных частей и компонентов, между которыми в процессе анализа устанавливается наличие или отсутствие связей, определяется их роль и значимость в реализации воспитательной работы.
- Метод анализа и синтеза – предусматривает разложение целого на элементы, их анализ и последующее соединение в целое. Например, перед началом оценки результатов работы воспитанников устанавливают составные элементы, которые необходимо оценить, на основании полученной совокупности оценок делается вывод о деятельности всего коллектива и результатов его труда.
- Метод сравнения и аналогии – основан на осуществлении предварительного сопоставления однородных данных, а затем их оценка на основании схожести характеристик. Например, сравнение спортивных результатов учащихся с установленными нормативами, а затем сравнение данных результатов и характеристик по аналогии с ожидаемыми результатами по учебному заведению.
- Графический метод – предусматривает составление наглядностей, на которых можно отследить динамику результативности (графики, таблицы, диаграммы и т.д.).
- Метод установления причинно-следственных связей – направлен на выявление причин, определяющих поведение воспитательной системы и являющихся основанием для происходящих изменений. Данный метод чаще всего используют вместе с графическим, так как это позволяет не только отслеживать динамику всего процесса, но и оформлять выводы.
В настоящее время существует большое количество методов проведения анализа воспитательной работы. Задача педагога освоить как можно больше, таких методов, ибо чем их больше в арсенале педагога, тем точнее и качественнее получаемые результаты воспитательной работы.
Виды и уровни анализа воспитательной работы
Основные виды анализа воспитательной работы:
Параметрический – направлен на осуществление анализа повседневной жизнедеятельности детского коллектива: успеваемости, поведения, посещаемости, дисциплинированности, соблюдения графика дежурств и т.д. Результаты, полученные в ходе анализа, фиксируются педагогом в дневнике, классном журнале, специальной тетради и т.д.
Тематический – предусматривает системный подход в осуществлении анализа воспитательной работы. Анализу подвергаются различные системы и циклы воспитательного процесса. Например:
- система патриотического воспитания в классе;
- цикл классных часов по правилам дорожного движения;
- система знаний о правилах поведения в учебном заведении.
Цель тематического анализа – выявление закономерностей и тенденций построения воспитательно-образовательного процесса.
Итоговый – осуществляется по итогам учебной четверти, полугодия или года. Представлен материалами, которые были накоплены педагогом в результате всей проведенной воспитательной работы. Итоговый анализ завершается подготовкой отчетного документа, например, «Анализ воспитательной работы в классе за 2018-2019 учебный год»
Таким образом, анализ воспитательной работы представляет собой важный вид деятельности, требующий соблюдения ряда конкретных требований, поэтапного планирования и реализации отдельных стратегий для достижения поставленных целей.