Определение и сущность виктимологии
Социально-педагогическая виктимология – это раздел педагогической науки, который занимается исследованием социального становления, развития, адаптации граждан, имеющих разнородные отклонения в развитии или ставших жертвами социальных обстоятельств, приводящих к осложнению процессов их самореализации, самоутверждения, сложностям в построении коммуникативных связей.
На основе проведенных разработок виктимология составляет программы коррекции, разрабатывает методы и формы для создания условий оптимального социального развития, обучения, воспитания и упрощения приспособления к общественному сосуществованию».
В настоящее время виктимология является прогрессивным направлением социальной педагогики. Она проводит мониторинг социальных процессов, которые оказали неблагоприятное воздействие на граждан, развив кризисное состояние в их развитии и нормальной жизнедеятельности. Виктимология исследует состояние лиц, которые стали жертвами различных катастроф, стихийных бедствий, преступлений разнородного характера, политической эмиграции, беженцев, экономического изгнания.
Ключевым понятием социально-педагогической виктимологии является виктимизация. Она представляет собой процесс и итоговый результат отрицательных факторов общественного развития, приведших к превращению личности в жертву, подорвав нормальное развитие ее психических процессов, обусловив нарушения физиологического характера.
Еще одним понятием в данном направлении исследований является виктимогенность. Она представляет собой выделение в объективных показателях социализации параметров и факторов, которые влекут за собой опасность становления человеческой личности их жертвой.
Данное направление нацелено на разработку методик и технологий, посредством которых может быть проведена профилактика развития виктимизации, а также проведена компенсация и коррекция ситуаций и событий, приводящих к ней.
В процессе виктимизации, отдельные личности могут стать жертвами социальных обстоятельств негативного характера в следствие их потенциальной предрасположенности или же, в результате неспособности социума, государства защитить своих граждан. В итоге, наличие проблем виктимогенности является серьезной и актуальной социальной проблемой на текущем этапе общественного развития.
Исходя из целевого назначения виктимологии, можно выделить следующие основные задачи, ориентированные на ее достижение:
- Создание системы форм, приемов, методов, принципов и программ проведения профилактики, сокращения объемов и количества, уравнивания, внесения поправок в отклонения;
- Исследование процессов общественной виктимизации и факторов, оказывающих опасное воздействие на социализацию отдельной личности или групп;
- Выявление социальных возможностей текущего этапа развития, государственного воздействия, различных общественных объединений по предотвращению, устранению или сокращению масштабов воздействия на развитие личности, с учетом ее возрастных параметров;
- Определение типов граждан, подверженных опасному воздействию по возрастным категориям;
- Разработка программ оптимального развития личности, подверженной опасному воздействию при социализации, помогающих избежать их становления социальными жертвами.
Параметрами развития виктимизации могут стать показатели общественных условий различных поселений, определенных микросоциумов, краев, областей, регионов их временного местонахождения или постоянного проживания. Особое влияние оказывает экономическое развитие региона, его прогресс, направления социальной политики, демографическая ситуация, культурный уровень развития, особенности социально-психологической обстановки, уровень безработицы.
Кроме того, на виктимизацию производят активное воздействие внутренние факторы развития личности, связанные с негативными последствиями воспитания и обучения, семейным микроклиматом, неудачной социализацией.
Направления реализации социально-педагогической виктимологии
В настоящее время, виктимология развивается в следующих направлениях:
Общее фундаментальное теоретическое учение. Данное направление основывается на концепции, занимающейся описанием возникновения феномена жертвы, характеризующегося общественно опасным выражением. Изучается зависимость жертвы от общества, показателей его развития, рассматривается взаимодействие с различными социальными группами, учреждениями, структурами, отдельными личностями, процессами и явлениями. Базовая теория виктимологии развивается в двух плоскостях:
- Изучение исторических процессов развития виктимизации, проведение мониторинга их особенностей и закономерностей, рассмотрение порядка их формирования и развития при изменении, появлении новых социальных показателей и факторов. Предрасположенность отдельной личности к становлению жертвой социума рассматривается в этом случае, как форма выражения девиантной активности;
- Рассмотрение предрасположенности к жертвенности в качестве отдельного процесса общественного развития, а также, как показателя проявления нестандартного, отклоняющегося поведения индивидуального характера, с помощью общетеоретического обобщения информации.
Частные теории виктимологии. Данные направления рассматривают процессы виктимизации и предрасположенности к жертвенности в узком кругу, отдельных аспектах социальной деятельности и процессов: криминальная виктимология, травматическая, деликатная.
Практическая виктимология. В этом направлении осуществляется проведение исследований, экспериментальной деятельности, проводится эмпирический анализ, разработка методик профилактической работы с социальными жертвами – реальными и потенциальными, страховые технологии, технологии социальной помощи и поддержки, коррекционные программы, компенсационные мероприятия.