Формы воспитательного процесса
Форма воспитания – это вариант организации какого-то конкретного воспитательного процесса, объединяющего и сочетающего цель, задачи, принципы, методы и приемы воспитания.
Мероприятия – это организованные воспитателями массовые формы работы, призванные оказать непосредственное воспитательное влияние на каждого участника.
Воспитательное дело базируется на общих интересах и потребностях его участников. Обычно оно решает значимую для жизни коллектива проблему и предполагает специальную подготовку для организации и проведения.
В качестве события в воспитательном процессе может выступать некоторая значимая, спонтанно возникшая или специально сконструированная ситуация, обеспечивающая ее участникам определенный психологический прорыв и выход за рамки существования жизненного опыта. Событие превращается в принадлежность субъективного мира людей, которые в него вовлечены. Совместное событие происходит в качестве встречи духовных миров его участников, которой они объединены в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении.
Ритуалы в качестве социально-нормативной формы организации общественного проведения должны продемонстрировать соответствующее отношение к индивиду, атрибуту, событию или явлению. В связи с этим их осваивают и воспроизводят в соответствии с определенными эталонными образцами. Правильно исполненные ритуалы оказывают большое эстетическое воздействие на человека.
Праздники в качестве культурно-эстетической формы организации совместной деятельности вытекают из динамики и ритма социального бытия. Они обязательно коллективные и возникают там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные стремления. Праздники состоят из комплекса специфических жизненных, культурных и эстетических проявлений, которые не могут существовать за его пределами.
Воспитательные дела. Организация и проведение любого воспитательного дела предполагает положительно мотивированную включенность в этот процесс со стороны каждого участника деятельности. Четкое распределение обязанностей и меры ответственности сочетается с высокой степенью творческой свободы педагога и воспитанников. В качестве примера воспитательного деламожно рассмотреть систему коллективных творческих дел (КТД).
Методика КТД
Методика включает несколько стадий:
- первая стадия – нужно увлечь каждого участника перспективой интересного и полезного дела. Необходимое условие успешного решения данной задачи – создание положительного эмоционального фона благодаря использованию вариативных приемов. К ним относят побуждение, убеждение, стимуляцию, заражение.
- вторая стадия – организация коллективного планирования в условиях дробления структуры на микрогруппы. Это дает возможность каждому человеку стать причастным к выработке общей перспективы посредством включения в структуру отношений коллективного творчества.
- третья стадия связана с организацией работы Совета дела, который представлен наиболее активным ядром коллектива, призванным разработать способы выполнения общего замысла. На этой стадии появляется новый групповой субъект, который может помочь в создании и развитии отношений творчества и заботы посредством социально-психологических механизмов – секрета, сюрприза, доверия, поддерживающих эмоциональное напряжение и интерес внутри коллектива.
- четвертая стадия – непосредственное проведение коллективного творческого дела. Центральная задача – индивидуально присвоить совместно сформированный опыт заботы и гражданского отношения к окружающей жизни и к себе.
- пятая стадия – коллективная рефлексия, которая закрепляет индивидуальное отношение к тому, что происходит.
- шестая стадия – заключительная, включает обмен полученным опытом между членами коллектива.
Методы воспитательной работы
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога с обучающимися с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Метод воспитания распадается на несколько составляющих его элементов, которые называют методическими приемами.
Педагогика как самостоятельная наука всегда стремилась к теоретическому упорядочению огромного множества методов воспитания. Данная проблема в теории воспитания называется классификацией методов воспитания. Основой любой классификации методов воспитания служит некоторый критерий, то есть главный признак, основание, в соответствии с которым методы группируют и обособляют.
В педагогике известна многообразная классификация методов воспитания.
Бабанский Ю.К. основой классификации считал концепцию деятельности:
- методы формирования сознания: рассказы, беседы, лекции, дискуссии, диспуты и методы примера;
- методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения: упражнения, поручения, требования, приучение, создание воспитывающей ситуации;
- методы стимулирования поведения: соревнования, игры, поощрения, наказания;
- методы контроля, самоконтроля и самооценка: наблюдение, анализ результатов деятельности, опрос.
Основываясь на практической работе педагогов, Щурковой Н.Е. была предложена следующая группа методов воспитания:
- методы, посредством которых возможно оказание воздействия на сознание воспитанников, формирование их взглядов и представлений, осуществление оперативного обмена информацией, то есть методы убеждения;
- методы, посредством которых можно оказывать воздействие на поведение воспитанников, организовывать их деятельность, стимулировать ее позитивные мотивы, то есть методы упражнения;
- методы, посредством которых можно оказать воспитанникам помощь в самоанализе и самооценке, то есть методы самооценки.