Социально-педагогическая помощь – это создание оптимальных условий для полноценного развития детей, имеющих какие-то отклонения в развитии (ограниченные возможности, инвалидность).
Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам ориентирована на социальное развитие ребенка и его приспособление к социальной жизнедеятельности.
Дети-инвалиды являются особой категорией граждан, имеющих функциональные ограничения, вызванные различными патологиями и травмами, приводящими к возникновению сложностей для реализации нормальной жизнедеятельности. К таким детям требуется применять особый подход, чтобы организовать их обучение и развитие. Огромную роль в данном процессе выполняет социально-педагогическая работа.
Разновидности социально-педагогической помощи детям-инвалидам
Дети-инвалиды нуждаются в комплексной помощи и поддержке. Они выступают объектом социально-педагогической работы. Для ее организации привлекаются специалисты из медицинской, социальной, психологической служб.
Каждый ребенок-инвалид имеет свои особенности развития и потребности, поэтому, социально-педагогическая работа с детьми данной категории носит индивидуальный характер.
Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам оказывается в следующих вариантах:
- Информационная поддержка. Она связано со снабжением детей-инвалидов и их семей информацией по защите своих прав и свобод, возможностях социальной защиты, об услугах социального характера, которые предусмотрены законодательством и выполняются общественными организациями и социальными службами в отношении детей-инвалидов.
- Правовая защита. Она ориентирована на реализацию прав и свобод детей-инвалидов, соблюдения норм законодательства в области их развития и получения помощи и поддержки, разрешение гражданских и трудовых вопросов, ЖКХ и семейных проблем.
- Реабилитационная помощь. Она связана с предоставлением инвалидам реабилитационных услуг в различных центрах для поддержания их состояния здоровья: психического, эмоционального, физического.
- Профилактические мероприятия. Они связаны с профилактикой развития асоциального поведения детей-инвалидов: употребление наркотических, психотропных, алкоголе содержащих веществ.
- Социально-психологическая поддержка детей-инвалидов и их семей. Она связана с создание благоприятного микроклимата в семье и социальной среде, создание условий для комфортного пребывания ребенка в той или иной социальной сфере.
- Бытовая поддержка. Она ориентирована на формирование адекватных бытовых условий проживания детей-инвалидов, обеспечение их жильем и комфортным бытом.
- Экономическая поддержка. Она ориентирована на соблюдение прав детей-инвалидов в части получения пособий, выплат, компенсаций и иной материальной помощи.
- Психологическая поддержка родителей. Она состоит в проведении психологических тренингов, повышение педагогической компетентности родителей, оказания им помощи в принятии особенностей своего ребенка и необходимости его развития по коррекционным программам.
- Работа с семьями группы-риска. Она связана с обеспечением нормальной жизнедеятельности детей и их полноценного развития в семьях, относящихся к группе-риска.
Социально-педагогическая помощь носит комплексный характер. Она должна быть своевременно оказана, чтобы предотвратить развитие вторичных отклонений в развитии и устранить сложности социального развития и жизнедеятельности.
Организация социально-педагогической работы с детьми-инвалидами
Поддержка детей-инвалидов, ориентированная на создание условий для их полноценного нормального развития, осуществляется по следующим направлениям:
- Социокультурное развитие и адаптация ребенка- инвалида. Она связана с воспитанием ребенка по специальным коррекционным программам, направленным на полноценное личностное развитие, формирование основ культуры личности и социальных качеств.
- Профилактика социальной дезадаптации. Она связана с оказанием психологической помощи ребенку-инвалиду в принятии себя и своих особенностей, устранении проблем в установлении социальных коммуникативных связей, а также работу с социальной средой по созданию адекватной обстановки для каждого ее члена, независимо от особенностей его развития.
- Социокультурная реабилитация. Она связана с приспособлением детей-инвалидов к социуму, посредством работы по коррекции их отклонения и создания возможностей социальной жизнедеятельности вместе с имеющимися ограниченными возможностями.
- Посредничество в установлении социального взаимодействия ребенка-инвалида и его родителей с социальным окружением.
Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами организуется основании предварительной диагностики развития ребенка, его социальных функций и дисфункций, уровня развития психических процессов и текущего психического состояния организма.
Социально-педагогическая работа с ребенком-инвалидом основывается на активном вовлечении его самого в этот процесс. Поэтому, ведется огромная работа по активизации его внутреннего потенциала, привлечению всех внутренних ресурсов, чтобы восстановить те свойства личности, которые являются социально значимыми и необходимыми для социальной жизнедеятельности. Кроме того, применяется система методов, направленных на формирование у ребенка потребности и желания саморазвиваться и самообеспечивать свою жизнедеятельность.
Обязательным компонентом реабилитационного развития ребенка-инвалида является его приобщение к трудовой деятельности. Дети обучаются трудовым навыкам и получают представлении о многообразии видов труда и направлений трудовой деятельности, осваивают некоторые профессиональные аспекты деятельности.
Социально-педагогические технологии, применяемые в работе с детьми-инвалидами
Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами реализуется на основании следующих социально-педагогических технологий:
- Диагностика уровня развития ребенка-инвалида. Она осуществляется с применением метода проведения беседы, изучения медицинской документации, наблюдения, заполнения анкет, проведения тестов.
- Социально-педагогическое консультирование. Оно связано с воздействием на личность и изменением ее свойств, посредством педагогических методов. Используются методы мотивирования к познанию, обучению, устранение проблем социального характера, повышение педагогической компетентности родителей.
- Программы коррекционного обучения. Они развивают познавательные процессы, активизируют двигательные навыки, воздействуют на эмоционально-волевую сферу личности и способствуют коммуникативному развитию ребенка.
- Социально-педагогическое сопровождение. Она связана с курирование обучения ребенка-инвалида в домашних условиях, оказанием помощи в получении профессионального образования, приобщение инвалида к социальной жизнедеятельности, включение его в общественные организации, общественную деятельность.