Социально-педагогическая поддержка – это деятельность социального педагога, направленная на оказание оперативной и превентивной помощи детям, подросткам и взрослым в решении разнообразных социально-педагогических проблем, которые могут возникнуть в среде их жизнедеятельности.
Формы насилия над детьми
В настоящее время одним из основных направлений социально-педагогической работы является защита детей от жестокого обращения и его профилактика. Защита детей осуществляется на законодательном уровне и находится в ведении государства.
Насилие над детьми – это жестокое обращение, которое выражается в действии или бездействии со стороны взрослых по отношению к ребенку, и которое может нанести вред его психическому и физическому здоровью.
В России принято выделять следующие формы насилия над детьми.
Физическое насилие – это действие или бездействие со стороны близких взрослых людей, которое приводит к нарушению или повреждению психического или умственного развития ребенка.
В результате физического насилия дети могут отставать в развитии от сверстников, иметь психические отклонения в развитии, поведении, могут развиваться разнообразные комплексы и т.д. Главными признаками физического насилия являются синяки и раны на теле ребенка, которые имеют разное время появления и размещаются на разных частях тела.
Отсутствие заботы о детях – это пренебрежительное отношение к основным потребностям ребенка, невнимательность к его нуждам в питании, одежде, медицинском уходе и т.д.
Отсутствие должного ухода и заботы о детях оказывает неблагоприятное влияние на их рост, развитие, что выражается в отсутствии необходимых привычек (гигиена, уход за одеждой и т.д.) и запущенном внешнем виде (педикулез, дистрофия и т.д.). В первую очередь о том, что за ребенком нет должного ухода «говорит» его внешний вид.
Психическое насилие – это различного рода социально дурное обращение с ребенком, которое проявляется в постоянном обвинении (крики, ругань, брань), принижении его успехов, унижении личного достоинства, отсутствия выражения любви и заботы о ребенке.
Психическое насилие над ребенком оказывает негативное влияние на физическое и речевое развитие, способствует формированию вредных привычек, проявлению суицидальных наклонностей, отсутствию собственной точки зрения, самоуважения, нарушение сна, разнообразных страхов и т.д. Психическое насилие не всегда подразумевает прямое воздействие на психику ребенка, это может быть жестокое обращение с животными или другими членами семьи на глазах у ребенка.
Сексуальное насилие – это любое взаимодействие или контакт, при котором ребенка используют для сексуального стимулирования или в качестве сексуального партнера.
Сексуальное насилие над ребенком оказывает негативное влияние на психику ребенка, что проявляется в появлении причудливых или странных сексуальных привычек или пристрастий. Итогом сексуального насилия могут быть разнообразные физические заболевания (болезни гениталий, зуд, жжение, боли и т.д.), ранняя беременность у девочек и т.д.
При проявлении первых признаков насилия над детьми, люди которые их обнаружили, обязаны обратиться за помощью в соответствующие органы. Детьми, которые подверглись насилию, занимаются органы, оказывающие им необходимую социально-педагогическую и социально-психологическую помощь.
Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию
Одним из приоритетных направлений в деятельности государственной политики является защита детей от насилия. Данная политика начала формироваться в России в 90-е годы, когда была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. Положения Конвенции ООН получили подтверждения в Национальном плане действия в интересах защиты детей (1995 год). В последствие меры по защите прав ребенка расширились и были закреплены в Гражданском Кодексе РФ (1994 год), Семейном Кодексе РФ (1995 год), Уголовном Кодексе РФ (1996 год). Кроме того, с 1998 года разрабатываются и внедряются в практику различные президентские программы, направленные на защиту детей и детства.
В настоящее время, в рамках существующего социально-экономического кризиса, роста социальной напряженности и усугублении социального положения ряда семей, проблемы по борьбе и профилактике жестокого обращения с детьми уделяется большое внимание со стороны государственных органов. Приоритетным направлением в данной деятельности является оказание всесторонней социально-педагогической поддержки детей, подвергшихся насилию.
Основные направления социально-педагогической поддержки детей, подвергшихся насилию:
- Оказание необходимой психологической помощи детям из неблагополучных семей. Помощь, оказываемая социальными педагогами – это психологическая помощь и поддержка, консультации «узких» специалистов, работа с семьей ребенка и его близким окружением.
- Тесная работа с представителями смежных специальностей, которые способны оказать необходимую помощь ребенку, подвергшемуся насилию (терапевт, психиатр, психолог, юрист и т.д.).
- Своевременное выявление и распознавание признаков жестокого обращения по отношению к детям, выставление адекватной оценки состояния умственного и физического развития детей, установление статуса семьи, использование собственного положении на благо страдающих детей.
В том случае, если социальным педагогом было установлено жестокое обращение ребенком, он обязан незамедлительно:
- Поставить в известность о своих подозрениях и предположениях службу по защите детей.
- Обеспечить изоляцию ребенка от семьи (ближайшего окружения), где он подвергается насилию.
- Обеспечить ребенку необходимый уход, заботу, первичное обследование специалистами.
- При необходимости обеспечить своевременную госпитализацию ребенка.
- Проинформировать родителей (законных представителей).
- При наличии физических травм сообщить об этом в правоохранительные органы.
В целом решение проблем жестокого обращения невозможно без четко организованного взаимодействия медицинского персонала, юристов, педагогов, психологов и работников социальной сферы.