Школьное образование - это важнейшая часть образования в прогрессирующем обществе, которая формирует у детей основные навыки и знания.
Школьное образование за границей: особенности и структура
Школьное образование отличается большим разнообразием в мировом сообществе, нежели чем высшее образование. Это можно объяснить, прежде всего тем, что нет глобальной потребности в формировании стандартизации с целью облегчить международное взаимодействие в сфере работы организаций среднего образования.
В каждой отдельно взятой стране система образования выглядит по-разному. Различия прослеживаются и в количестве лет обучения, и в преподаваемых дисциплинах, и в системе оценок, и в особенностях учебных программ. Такие различия могут создавать определенные проблемы у тех учеников, которые поступают на обучение в заграничные школы.
В Российской Федерации, а также в Беларуси, Украине, Армении, Азербайджане и в других странах, входящих в СНГ, школьное образование состоит из трех ступеней: начального общего, основного общего и полного (среднего) общего.
Если говорить об образовании в таких странах как Америка, большинство западноевропейских государств, а также Австралия и Япония, то можно отметить, что по части уровней образования присутствует сходство их систем с системой России, так как в указанных странах тоже есть начальные, средние и старшие школы. Две первые ступени, как и в российской системе, носят обязательный характер, тогда как третья ступень, необязательная, направлена на подготовку учеников к встрече с высшим образованием.
При этом во Франции, например, третья ступень состоит еще из профессиональных лицеев, являющихся аналогами российских ПТУ.
Схожие черты в образовательной системе обозначенных государств на этом заканчиваются. В остальном между системами школьного образования разных стран прослеживаются существенные расхождения, начиная с начального уровня образования.
Основные принципы организации начальной школы за рубежом
В начальной школе, как правило, начинают обучаться дети в возрасте от 5-ти до 6-ти лет. Продолжается данная ступень обучения во всех странах по-разному, в общем и целом, от 4-х до 6-ти лет обучения, в зависимости от региона или страны. Так, в Германии данному уровню отводится 4 года, тогда как в США и Японии начальное образование длится 6 лет.
Кроме государственных образовательных учреждений существуют множество частных платных школ. В протестантских и католических странах популярными остаются церковные школы, которые предусматривают в образовании религиозный уклон (Дания, Эстония, Норвегия и др.).
Большая доля предметов приходится на одного учителя. Исключение могут составлять такие предметы, как музыка, физкультура и изобразительное искусство. Предусматривается ряд предметов, которые являются обязательными для изучения в начальной школе практически во всех цивилизованных странах мира:
- национальный язык (чтение, овладение речью и письмом);
- арифметика;
- искусство (рисование, музыка и др.);
- физическая культура.
Частные зарубежные школы могут менять программу, добавляя и другие предметы, к которым можно отнести, например, этику или религиоведение.
В определенных государствах, к примеру, в Японии, естественные науки изучаются уже на этапе начальной школы. При этом в Америке и Европе такие предметы преподаются в минимальном объеме, так как не входят в круг обязательных для изучения дисциплин.
Школьная форма, как правило, не является обязательной во многих странах. Единственная страна, в которой вопрос о необходимости ношения школьной формы не подлежит обсуждению - это Великобритания. Есть также страны, для которых это скорее обычай, нежели чем обязанность, например, Австралия, Япония, Индия, Куба и др.
Как правило, количество дней посещения школы составляет 5 дней в неделю. Есть исключения, например, во Франции - это 4 дня в неделю, а в Германии может быть 6 дней в неделю. Выходные при этом в разных странах могут быть как в конце недели, так и иметь плавающий характер. В день уроков может быть 3-4, а может быть и 7, в зависимости от системы образования определенного государства.
Стоит подчеркнуть, что итог, с которым школьники заканчивают начальную школу, не является решающим при дальнейшем получении им образования. Германия в данном случае является исключением. После окончания немецкой начальной школы ученики распределяются, на основании своих способностей, в школы 3-х ступеней:
- по низким результатам - Главные школы (после обучения они идут на работу или в профессиональное училище);
- по средним результатам - Реальные школы (после обучения попадают в техникум);
- по высоким результатам - Гимназии (подготовка к поступлению в высшие учебные заведения).
Обучение в средней и старшей школе за границей
Если говорить о среднем уровне школьного образования, обучение может занимать от 3-х, например, в США, до 6-ти, например, в Германии лет.
Отличительная особенность (в сравнении с Россией) системы среднего образования в школах многих европейских государств состоит в появлении у обучающихся права выбрать дисциплины, которые они хотели бы изучать, хотя многие предметы на данном этапе носят обязательный характер.
К обязательным относятся следующие предметы:
- математика;
- естественные науки (биология, физика, химия);
- национальный язык;
- английский язык;
- социальные науки (география, история).
Выбрать для изучения можно такие предметы как - искусство, иностранные языки, технологии.
Старшая школа за границей связана напрямую с дальнейшим получением высшего образования. Длительность обучения в старшей школе в разных странах варьируется от 2-х до 4-х лет.
Америка и Западная Европа придерживаются стороны предоставления на данном этапе обучения свободы выбора ученикам в плане изучаемых ими дисциплин. Такая свобода подлежит реализации разными методами. Так, школы в США предполагают установление неких минимальных критериев, которые необходимы, чтобы получить диплом (речь идет об определенном количестве лет, посвященных изучению математики, естественных наук, социальных наук, литературы и физкультуры).
Университеты в разных странах также формируют свои правила, включая в перечень дисциплин для поступления теп предметы, которые поступающий должен был изучить в школе. Такая система помогает поступающим определиться с предметами, которые они выберут для дополнительного изучения.